СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение карт памяти в обучении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждому человеку хочется добиться успеха в жизни. Успех складывается из множества составляющих, а в  условиях современного общества, успех во многом определен качеством и количеством имеющейся у каждого из нас информации. Знание и информация – это новый вид капитала, способный расширять границы человеческих возможностей. Современное информационное общество ставит перед образованием серьезные задачи. Выпускник должен не просто иметь определенный багаж знаний, он должен гибко адаптироваться в меняющемся мире, он должен грамотно работать с информацией, уметь устанавливать различного рода коммуникацию, самостоятельно критически и творчески мыслить, генерировать новые идеи. Основу этих требований составляет информационная культура личности. Как научить студента быть грамотным носителем и потребителем информации, которой становится все больше, а усваивать ее все труднее? Что такое информационная культура и компетентность?  Это понятие тесно связано с двумя другими. Основы информационной компетентности невозможно сформировать, не уделяя внимания ее базовым компонентам: языковой и коммуникативной компетенциям. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, языковых норм, его устройства и функционирования. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе. Информационная компетентность - это есть набор знаний, умений и навыков поиска, отбора и представления информации, необходимой для решения учебных и практических задач.

На сегодняшний день известно множество методов и приемов для формирования указанных  выше   компетенций. Мне хотелось бы обратиться  к одному из современных способов, а именно: методу карты памяти.

В  традиционной педагогике педагог всегда выступал в роли единственного активного участника процесса обучения, он же осуществлял единоличный контроль, он же осуществлял отбор учебной информации. В настоящее время необходим иной подход. Обучающийся должен стать главной фигурой: активной, познающей, деятельностной. И, на мой взгляд, цель обучения с позиции преподавателя  состоит  в том,  чтобы сделать обучающегося способным развиваться дальше без его помощи.

Из этого следует, что ключевыми задачами обучения являются:

1)организация взаимодействия и диалогового общения;

2)введение современных форм организации обучения, при которых студент выступает в роли активного познающего субъекта, а преподаватель  — организатором процесса обучения;

3)введение современных  форм контроля и взаимоконтроля за знаниями и умениями студентов на разных этапах процесса обучения.

Карта памяти как метод формирования информационной, языковой и коммуникативной компетенций способна решить все эти задачи.

Психологической основой метода карты памяти является ассоциативное мышление. Сама карта памяти, с точки зрения ее создателей, есть модель работы нашего мозга. Мозг человека – это  многоканальная система обработки  и хранения информации, в которой объекты связаны нитями ассоциаций с другими объектами, а те в свою очередь с третьими и т.д. Достаточно воспроизвести в памяти один объект этой информационной карты, и он цепочкой потянет за собой десятки взаимосвязанных  фактов, событий, ощущений. Так возникает многомерное ассоциативное мышление, которое позволяет видеть не просто объект окружающего мира сам по себе, а во взаимосвязи с другими объектами. Это и есть принцип работы карты памяти.

Интеллект-карты (в оригинале Mind maps ) -  это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Тони Бьюзен (Tony Buzan) - автор и образовательный консультант, родился в 1942 году в Лондоне. Он является сторонником методики «карт ума» и ментальной грамотности. В 1964 году Тони получил двойной диплом с отличием в области психологии, английского языка, математики и общих наук в Университете Британской Колумбии. Т. Бьюзен наиболее известен благодаря своей книги «Научите себя думать», в которой делается акцент на мнемонические системы и методики «карт ума». Тони Бьюзен создал свое собственное программное обеспечение для поддержки создания «карт ума» под названием iMindMap в декабре 2006 года. После создания серий для ВВС в 1970-х годах, многие его идеи были воплощены в пять книг, среди которых «Используйте свою память», «Усовершенствуйте свою память», «Научите себя думать», «Учебник быстрого чтения» и «Книга по «картам ума». Большая часть его преподавательской деятельности в целом делится на: общее понимание широких возможностей и потенциалов мозга и его функций, навыки памяти, навыки чтения, творческий подход, и как функция головного мозга может быть улучшена в пожилом возрасте. Будучи популярным психологическим автором, Тони Бьюзан писал на темы, касающиеся мозга, духовного интеллекта, памяти, креативности и скорости чтения. Т. Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством карт памяти и устройством человеческого мозга. Сам нейрон мозга выглядит как мини-интеллект-карта.[1]

Структурирование информации, выделение опорных понятий, тезисов, моделирование взаимосвязей между ними способствует лучшему усвоению и запоминанию. Для  этой цели отлично подходят карты знаний (они же, карты памяти, карты ума, ментальные карты и т.п.).  Карты знаний хорошо «работают» на этапе актуализации знаний, в  ходе самостоятельной работы с учебником, при проверке первичного усвоения, в ходе работы над проектом. Метод создания интеллектуальной карты может стать основным на протяжении всего урока при условии совместного коллективного создания карты. А может быть отдельным этапом на стадии вызова или рефлексии, способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. Карта памяти выступает альтернативой традиционным способам  обработки и передачи информации (конспектам, кратким записям, схемам и т.п.) Эта альтернатива более продуктивна, так как имеет естественную психологическую основу, а главное превращает студента  в активного создателя собственного знания.

Карта памяти позволяет без труда вспомнить детали, поскольку их организация отражает естественную деятельность мозга.  Карты памяти можно использовать при обучении, планировании и в организационной деятельности. Она позволяет генерировать оригинальные идеи и облегчает процесс воспоминания. Такой подход требует меньше усилий по сравнению с традиционными методами конспектирования. Ведение записей здесь осуществляется в менее напряженном творческом режиме. Большинство людей для хранения информации, создавая образы, воспроизводит их в памяти в виде картинки по центру и часто в цвете. Именно так информация хранится в мозге. Создание карты памяти построено на этом принципе, конспект начинается в центре и ведется с помощью знаков, символов, рисунков разным цветом и шрифтом.

Карту памяти можно использовать при планировании, проведении мозгового штурма, ведении заметок, записи лекции, работы с текстом.

Преимущества: способствует повышению понимания, запоминания, успеваемости, развитию творчества.

Карта памяти позволяет:

1)запоминать информацию;

2)воспроизводить информацию, даже если чтение и воспроизведение разорвано во времени;

3)вернуться в любую часть материала;

4)устанавливать взаимосвязи между объектами;

5)студентам почувствовать веру в свои силы (использование при ответе);

6)повысить организованностью

7)Карта памяти:

8)углубляет понимание;

9)позволяет хранить информацию в свернутом виде, а при необходимости разворачивать;

10)позволяет оценивать информацию с разных точек зрения и фиксировать ключевые моменты;

11)помогает вспомнить детали, связанные с ключевыми моментами.

Карту памяти можно использовать при изучении нового материала во время самостоятельной работы студентов по учебнику и другим источникам информации, а также во время объяснения или лекции преподавателя. Карту памяти можно использовать для проведения обобщения по теме и контроля за усвоением и пониманием материала, за полнотой восприятия информации, за установлением связей, за умением сворачивать и разворачивать информацию.

1)С помощью этого инструмента очень удобно создавать ясные и понятные конспекты лекций.

2)Когда читаешь книгу или учебник с помощью ментальных карт, получается максимальная отдача от прочтения.

3)Карты - очень нужный и простой инструмент для работы по написание рефератов, курсовых проектов, дипломов, так как после создания карты будущего творения, остаётся только строчить без остановки главу за главой.

4)С помощью карт очень легко готовиться к экзаменам и зачётам.

Преподавателю  такая форма экономит время, а студентам карта памяти служит опорой.

Преподавателю, применяющему метод карты памяти необходимо учитывать, что данный метод нужно регулярно использовать в работе на уроке. Только тогда они помогут студентам  легче учиться, а преподавателю  лучше учить. Карта памяти становится алгоритмом рассуждения и доказательства, всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Обычная наглядность может ожить и  заговорить.

Личный опыт применения карт памяти на уроках убедил меня в  преимуществах их использования: во – первых, и это на мой взгляд главное, студенты с интересом и увлечённостью создают карты; во – вторых, созданные карты памяти помогают студентам готовиться к следующему уроку и к экзаменам; в – третьих, работая в малых группах, студенты учатся сотрудничать друг с другом, для достижения совместных целей; и, наконец,  большая накопляемость оценок за урок, т.к. оценки выставляются каждому студенту и все они положительные!

 

 

[1] http://www.koob.ru/toni_buzan/

09.01.2015 14:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!