СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Педагогический процесс - это взаимодействие, в котором происходит постоянная смена ролей.
Каждый участник педагогического процесса играет ту роль, которая близка ему «здесь и сейчас» и именно в ней он может добиться своего ожидаемого успеха (получить хорошую отметку, похвалу; отсидеться незамеченным; увидеть, услышать, понять новый смысл; раскрыть новую идею и т.д.). Роли выбираются студентами самостоятельно. Можно выделить следующую группу ролей:
- зритель – наслаждается просмотром и не стремится сам принимать участие в игре;
- слушатель – очень внимателен, детально воспринимает информацию, но избегает транслирования своих знаний, предпочитает делать выводы не вслух, а «про себя»;
- наблюдатель – принимает участие в процессе как советчик, сам не стремится выходить на публику. В отличие от зрителя, наблюдатель воспринимает процесс с позиции критики;
- читатель – вдумчив, старается докопаться до истины. С удовольствием беседует о прочитанном;
- режиссер – руководитель, любит вести игру. В микрогруппе он лидер;
- драматург – главный помощник лидера. Он идейный вдохновитель;
- артист – исполнитель задуманных идей, исходящих не только от него самого, любит выступать, быть на сцене, на публике, экспрессивен.
В то же время, существует понятие "позиция", которое отвечает за внутренне проигрывание тех же ролей. Итак, позиция - это внутренняя установка участника педагогического процесса, роль - это внешнее проигрывание.
Автор предлагает следующие позиции в учебном процессе: «обыватель», «активист», «исследователь», «критик», «автор».
© 2022, Тарасов Сергей Петрович 209