СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проблемная организация образовательного процесса может быть осуществлена с меньшим или большим ролевым участием школьников в проведении этого процесса. В соответствии с этим возможны варианты организации образовательного процесса.
Под ролевым участием школьников в образовательном процессе Л. М. Фридман, В. И. Маху предлагают понимать самостоятельное выполнение ими тех функций, которые при обычной организации образовательного процесса выполняются самими учителями: планирование самостоятельной работы учащихся над учебным материалом, изложение нового учебного материала, контроль, учет и коррекция учебной работы каждого школьника, подготовка и использование технических средств обучения, проведение опытов, экспериментов и т.д. Ролевое участие школьников означает, что часть всех этих ролей вместо учителя выполняют сами ученики под ненавязчивым руководством учителя.
Л.М.Фридман и В.И.Маху предлагают два варианта проблемной организации образовательного процесса
.
1 в а р и а н т
Первый вариант проблемной организации образовательного процесса основан на использовании следующего фундаментального положения психологии: источником и внутренним содержанием развития ребенка является возникновение в процессе его жизнедеятельности внутренних противоречий между противоположными тенденциями в этом развитии. Поэтому образовательный процесс следует организовывать и проводить так, чтобы учащиеся всегда испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей, чтобы у них возникала постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Л. М. Фридман, Б. И. Маху предлагают обеспечить проблемную организацию образовательного процесса следующим образом:
1. При первичном ознакомлении с новым учебным материалом следует:
а) создать проблемную ситуацию;
б) включить учащихся в проблемную ситуацию и сформировать учебную цель;
в) решить проблему;
г) проанализировать, обобщить и оценить работу по решению проблемы и осуществлению учебной цели;
2. На этапе овладения новым учебным материалом (повторение, закрепление, тренировка) необходимо:
а) создать учебную проблемную ситуацию и поставить учебную задачу;
б) осуществить данную задачу;
в) проконтролировать и оценить результаты учебной работы каждого ученика.
3. При анализе и обобщении изученного материала (темы или раздела учебной программы) проблемная организация осуществляется аналогично первому этапу.
4. При контроле и оценке результатов учебной работы учащихся необходимо:
а) проверить умения ученика самостоятельно выявить связи и отношения между изученными понятиями, сделать самостоятельные выводы;
б) проверить умения перенести изученные закономерности на новые области, явления;
в) проверить умения решать задачи, содержащие какие-то новые элементы;
г) привлекать самих учащихся к контролю и оценке (самоконтроль, самооценка, взаимопроверка).
При данной организации образовательного процесса осуществляется сотрудничество учителя с учениками. Проблемное обучение по первому варианту требует от учителя большого умения и труда. Ведь почти все учебные занятия проводятся в этом случае в форме фронтальных занятий, требующих большой и непрерывной активности самого учителя, умения владеть вниманием класса, ставить перед учащимися систему проблемных, исследовательских, познавательных и учебных задач, притом так, чтобы вызвать у учеников глубокую заинтересованность в содержании этих задач, стремление и желание активно участвовать в процессе разрешения этих задач.
Существенным недостатком этого варианта проблемной организации образовательного процесса является то, что деятельность учащихся целиком зависит от учителя.
2 в а р и а н т
Психологические исследования показывают, что для полноценного обучения необходимо сотрудничество (кооперация) учащихся между собой, без прямого вмешательства учителей. Отсюда следует, что в образовательном процессе надо использовать не только индивидуальные и фронтальные формы учебных занятий, но и различные коллективные. Необходимость сочетания индивидуальных и коллективных форм организации учебной работы учащихся диктуется тем, что восприятие учебной информации может происходить и при фронтальных занятиях, а вот усвоение знаний, овладение учащимися учебными умениями и навыками происходит лишь в собственной деятельности ученика. Чтобы осуществить такое органическое сочетание и в то же время сделать так, чтобы весь учебный процесс воспринимался учениками как коллективное творчество, Л.М. Фридман и В.И.Маху предлагают строить образовательный процесс с учетом следующих правил:
1) каждый ученик должен иметь право и фактически участвовать в постановке частных целей учебной работы, в планировании этой работы или принимать участие в их обсуждении, если цели и планы задаются извне;
2) каждый ученик должен участвовать в контроле, оценке и учете учебной работы учащихся и всей совместно выполненной деятельности:
3) учебная работа ученика должна быть адресована в первую очередь не учителю, а всему классному коллективу школьников;
4) ученик должен нести ответственность, отчитываться и оцениваться за свою учебную работу и поведение перед коллективом класса, членом которого (с особыми правами) должен быть и учитель.
Согласно второму варианту проблемной организации образовательного процесса надо изменить саму роль учителя. Л. С. Выготский видит учителя как организатора социальной воспитательной среды, регулятора и контролера ее взаимодействия с каждым учеником.
Для проблемной организации образовательного процесса по второму варианту необходимо провести следующую подготовительную работу: во-первых, в каждой теме должен быть выделен учебный минимум – знания, умения и навыки, которыми должен овладеть каждый учащийся в обязательном порядке. Кроме того, способ контроля усвоения должен быть таким, что им мог бы воспользоваться сам ученик (т.е. осуществить самоконтроль и самооценку). Усвоение учебного материала, не вошедшего в учебный минимум, контролируется лишь с целью его лучшего усвоения, но не оценивается. Во-вторых, в классе должно быть сформировано ученическое самоуправление (в различных его вариантах).
Сам образовательный процесс состоит из трех этапов: вводно-мотивационного, операционно-познавательного и рефлексивно-оценочного.
Основная цель вводно-мотивационного этапа – вызвать у учащихся познавательный интерес к предстоящей работе по изучению новой темы, создать у них ясное общее представление о целях и содержании этой работы. Основным средством для этого является постановка исходной проблемной задачи, разъяснение значения решения этой проблемной задачи. На проведение вводно-мотивационного этапа достаточно отвести один урок. Но если тема сложная и учащиеся еще не очень привыкли к такой системе организации образовательного процесса, то не следует жалеть времени, а отвести на этот этап несколько учебных занятий.
На операционально-познавательном этапе учащиеся изучают учебный материал, усваивают знания, овладевают умениями и навыками, различными действиями. Изучение учебного материала производится путем развертывания исходной проблемной задачи в систему более частных проблемных, исследовательских и учебных задач. Постановка их перед учащимися и решение осуществляется на фронтальных, индивидуальных и коллективных занятиях.
При организации образовательного процесса по второму варианту все учебные занятия пронизаны коллективной учебной деятельностью учащихся, широким участием самих учеников в организации и проведении занятий. Этого можно достичь тем, что все учащиеся в первую очередь отчитываются за свою работу перед своей бригадой и несут перед ней ответственность за результаты своей работы. При этом ученики должны точно знать, какую учебную или проблемную задачу они должны решить, каких результатов добиться.
Заключительный, рефлексивно-оценочный этап изучения учебной темы имеет следующие цели:
1) обобщение изученного учебного материала,
2) итоговый контроль и оценка выполнения всей программы изучения учебного минимума.
Для реализации второй цели учитель вместе с учениками устанавливает, кто из учащихся полностью выполнил или перевыполнил программу изучения учебной темы, у кого имеются какие-то пробелы и какие именно. Эффективно для дальнейшей мотивации учения школьников выявить причины, способствовавшие достижению учебных целей и препятствовавшие этому; выявить средства учебной работы, с помощью которых получены те или иные результаты.
Недостатки проблемного обучения:
1. Необходимо больше времени на изучение учебного материала в сравнении с традиционным обучением.
2. Возможна слабая отработка практических умений и навыков учащихся.
© 2020, Игнатенко Татьяна Владимировна 225