СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы развития коммуникативной активности младших школьников во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из главных задач воспитания и обучения детей школьного возраста является формирование коммуникативных умений. Учитывая это, в государственных документах, Закон РФ «Об образовании» (1992 г.), Национальную доктрину образования в Российской Федерации (2000 г.), Федеральную целевую программу развития образования на 2011-2015 годы (утв. Постановлением Правительства РФ 7 февраля 2011 г.). Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (принят 17 декабря 2010 г). Особенно острой проблема становления коммуникативной активности как одной из важнейших форм самовыражения личности и средств ее социального самоутверждения является для школьников, общение. В «Федеральном государственном стандарте школьного образования» одним из направлений работы является, созданий условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. В современных условиях развития общества и модернизации образования особую актуальность приобретают проблемы формирования у детей коммуникативных умений, позволяющих им в дальнейшем самостоятельно пополнять и корректировать свои знания, ориентироваться в потоке информации, приспосабливать свои возможности с потребностями производства и общества. Важное место в системе способов формирования коммуникативных умений занимает игра. Игра – ведущая деятельность в школьном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Именно в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других.

Согласно исследованиям Л. В. Байбородовой, М. П. Гурьяновой, О.В. Коршуновой, В.Б. Лебединцева, В.В. Цветкова, ограниченность круга общения, замкнутость социального пространства, малочисленность классов, повышенная тревожность школьников, обусловленная воздействием педагога на одних и тех же учащихся, и связанная с этим низкая активность на уроках, дефицит разнопланового общения, информационная и эмоциональная объедненность отношений в результате приводят к несформированности у школьников коммуникативных умений, необходимых для успешной учебы.

Психологи (С.А. Васюра, H.A. Жемчугова, А.И. Крупнов, Д.С. Корниенко, В.И. Шмыков и др.) рассматривают коммуникативную активность как интегративное свойство личности, изучают ее структуру. В педагогике развитию коммуникативной активности посвятили свои труды С.А. Горохова, Т.А. Карбушева, В.И. Наролина.

Особенности учебного процесса и ученического коллектива в школе ограничивают развитие коммуникативной активности школьников, однако и во внеурочной работе этому также уделяется недостаточное внимание, хотя общение вне урока для учащихся не менее ценно. Эмпирический опыт позволяет утверждать, что учителя отдают предпочтение учебному направлению внеурочной работы, объясняя свою позицию повышением требований программы, когда приходится работать на ее выполнение, а не на развитие личности каждого школьника.

03.11.2019 16:21


Рекомендуем курсы ПК и ПП