СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, предметным и метапредметным. Метапредметные результаты - это освоенные обучающимися универсальные УУД, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями, включающие в себя регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные метапредметные результаты, в соответствии с ФГОС предполагают способность активного использования младшими школьниками речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач, задач сотрудничества и взаимодействия, обеспечивают социальную компетентность. Решение этих задач возможно при условии сформированных коммуникативных умений. Коммуникативные умения рассматривались в исследованиях Л.А. Петровской, Г.М. Андреевой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Ю.В. Касаткиной, Р.В. Овчаровой, Л.Р. Мунировой и др. Определением коммуникативных умений, наиболее соответствующим нашему исследованию является следующее: коммуникативные умения – это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения. »
Однако в коммуникации младший школьник выступает в основном в роли пассивного слушателя, он не умеет излагать собственные мысли, воспринимать и анализировать высказывания других людей, не всегда умеет управлять своим поведением в соответствии с задачами общения. Вместе с тем, особенность возраста младших школьников (сензитивность) определяет большие потенциальные возможности развития, в т.ч. и коммуникативных умений. В младшем школьном возрасте можно и нужно обучать детей гибкости общения с целью поддержания эффективного делового взаимодействия друг с другом. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. Эту мысль поддерживал и К. Д. Ушинский, который считал «своевременность обучения (в соответствии с назревающей возможностью детского развития) одним из главнейших принципов дидактики"
Обучение коммуникативным умениям, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования возможно в урочной, внеклассной и внеурочной работе.
В соответствие с Примерной основной образовательной программой начального общего образования под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от урочной, и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Если достижение предметных результатов обучения происходит в процессе освоения обучающимися школьных дисциплин, то достижение метапредметных результатов происходит преимущественно во внеурочной деятельности. Именно во внеурочной деятельности осуществляется реализация интересов, потребностей младших школьников путем использования разнообразных методов. Один из таких методов – метод проектов.
Проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени. Американский философ и педагог Д. Дьюи отмечал, что обучение должно осуществляться на активной основе, в детях необходимо стимулировать личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые должны пригодиться в реальной жизни. Американский педагог У.Х. Килпатрик подчеркивал, что метод проектной деятельности предоставляет обучающимся абсолютную свободу в выборе проблемы, в решении и воплощении ее, что формирует активную позицию учащихся.
Исследования ученых-методистов в области естественнонаучных дисциплин показывают, что проектная деятельность учащихся обеспечивает высокий уровень познавательного интереса, интеграцию теоретического знания с практическим опытом и способствует развитию творческой активности (А.М.Матюшкин, М.И. Махмутов, В.В.Пасечник, И.Н. Пономарева, В.А.Самкова, Т.И.Шамова и др.). Кроме этого в отечественной дидактике метод проектов рассматривается и как инструмент непосредственной связи между приобретенными знаниями и умениями в процессе решения практических задач. (Полат Е.С., Сергеева И.С. и др).
Использование во внеурочной деятельности метода проекта способствует формированию коммуникативных метапредметных умений и навыков, включающих в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; способность соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Поэтому необходимо внедрять в процесс внеурочной деятельности такие занятия, которые пробудят в младшем школьнике желание вступать в контакты со сверстниками и взрослыми, где они будут контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству.
© 2018, Перелыгина Александра Александровна 286