СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проблемная ситуация, интерес и эмоциональность – взаимообусловленные явления, которые вместе с волевым усилием ученика отражают рациональную и чувственную стороны активизации его познавательной деятельности. Дидактически познавательная активизация достигается через вопрос, задачу, задание, наглядность, речь, а чаще их сочетание. При определенных условиях эти элементы становятся в руках учителя инструментом создания проблемной ситуации, возбуждение интереса и эмоционального настроя учащихся мобилизации их воли, побуждение к действию. Вопросительно-ответная форма взаимодействия учителя и ученика применялось еще в древности. И в наше время не прекращаются попытки ее усовершенствования.
В активизации познавательной деятельности учащихся вопросы имеют едва ли не первостепенное значение. Примеры применения вопросов, активизирующих мысль на разных этапах познавательной деятельности, что встречаются в современной практике. При объяснении нового материала учитель умелой постановкой вопросов создает противоречивые ситуации, которые обостряют у учащихся сознание необходимости найти ответ, снимающий противоречие.
Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов.
Что такое вопрос? Это слово настолько широко употребляется в обыденной речи и научном языке, что ни в педагогическом словаре, ни в Педагогической энциклопедии его знание не разъясняется. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дается три значения слова «вопрос» : первое – словесная формулировка мысли, ее языковая оболочка; второму значению присуще более глубокое содержание, отражающее некое непознанное явление реально действительности. Если в первом значении «вопрос» является категорией лингвистической и логической, то во втором – гносеолого-логической и психологической. В основе ее лежит диалектическое противоречие и является источником движения мысли, оно делает вопрос диалектическим, дающим внутренний импульс развитию суждения.
Прежде чем говорить, о постановке вопросов необходимо рассмотреть: - значение вопроса обучения;
- типы вопросов, применяющихся в обучении;
- искусство учителя задавать вопросы;
- умение ученика формулировать вопросы и логично отвечать на них.
Со времен К.Д. Ушинского в дидактике считается, что ни один методический прием не является таким гибким, как управление учебной деятельностью ученика путем задавания вопросов. В зависимости от цели, которую ставит перед собой учитель, вопросы могут быть направлены на проверку направленности внимания ученика, проверку прочности ранее усвоенных знаний. Путем задавания вопросов можно учить ребенка находить различие и сходства в предметах и явлениях, отбирать факты для доказательства, находить и обобщать факты, подтверждающие правило, находить причину явления и оценивать его значение, видеть проявление закономерности, видеть явление во всех связях и в развитии. Вопросы формируют убежденность, они являются средством самовоспитания.
Вопросы могут различаться по своему содержанию, языковому и интонационному оформлению, что играет важную роль в получении соответствующего ответа. Они могут быть сложными и простыми. По цели вопросы могут быть и отдаленно ориентирующими, и определенно направляющими, и наводящими, и подсказывающими. Они могут быть и осуждающими. Они могут быть и осуждающими действия ученика или поощряющими их. Именно эти виды вопросов и применяются учителем как средство управления учебно-познавательной деятельностью учащихся и как способ ее активизации. Это лишь внешние признаки сущности вопроса.
© 2016, Тюльнева Наталья Александровна 149