СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Мастерство приходит только с практикой
в постоянном творчестве и не может появиться
лишь в ходе чтения инструкций».
Н. Хилл.
Современное общество выдвигает очень высокие требования к личности будущего специалиста. Нужны предприимчивые люди, способные к творчеству, которые будут не просто выполнять свои профессиональные функции, но и осваивать новые сферы деятельности.
Сегодня рынок труда ждёт новых специалистов, которые начнут организовывать малый и средний бизнес, творчески активных, инициативных, умеющих логически выстраивать свою мысль и принимать решения.
Поэтому, моя задача как преподавателя, развивать необходимые качества, чтобы мои студенты были востребованы на рынке труда.
Современный этап развития системы образования выдвинул на первый план новые задачи, поиск эффективных средств формирования профессиональной направленности специалистов.
Характер процесса обучения меняется, и любой преподаваемый предмет должен быть направлен на развитие тех компетенций, которые будут актуальны для получаемой профессии.
Мною были определены следующие задачи обучения:
1.должна быть деятельность по повышению мотивации к профессии, оказание помощи студентам, которые испытывают трудности в профессиональном самоопределении;
2.нужно целенаправленно и последовательно повышать уровень информированности о мире профессий в целом, показывать важность и значимость профессии в процессе жизнедеятельности человека;
3. учить соотносить свои собственные индивидуально-психологические особенности, возможности с требованиями этих профессий;
4.содействие студенту в формировании профессионально важных качеств как будущего специалиста в избранной профессии, способности к активной, самостоятельной деятельности, развитие профессиональных компетенций.
К ним относиться формирование у молодых специалистов таких новых профессиональных качеств, как системное мышление, правовая, информационная грамотность, способность к осознанному анализу своей деятельности, профессиональная самостоятельность и ответственность, творческая активность, способность к постоянному профессиональному росту.
Цель моей работы – показать, как важнейшие предметы гуманитарного цикла – историю и обществознание можно максимально приблизить к профессии, развивая у учеников в процессе изучения помимо общеучебных умений и навыков те профессиональные качества, которые заявляют работодатели.
Решить заданную проблему можно путём выбора методов и форм работы на уроке, которые позволяют развивать профессиональные компетенции наряду с общеучебными. На основе всех этих требований был составлен перечень необходимых качеств, которые можно развивать в ученике, изучая предметы история и обществознание. За основу данной работы были взяты квалификационные требования по профессиям.
Чтобы ученики могли успешно развивать в себе нужные качества, были разработаны дидактические материалы, а также избирались виды деятельности учащихся на уроке в соответствии со спецификой их профессии: проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, исследовательский метод. При проведении практических занятий используются эвристический и исследовательский метод, проблемное обучение. Работа в группах, публичные выступления на семинаре с подготовленной информацией способствуют формированию профессиональных качеств : коммуникабельности, не конфликтности, ответственности, высокий уровень распределения и переключения внимания, творческих способностей.
Занимаясь исследовательской деятельностью, я считаю, что идёт не просто расширение кругозора, но и развитие их творческих способностей.
Я стараюсь научить студентов искать, находить и пользоваться необходимой литературой, материалами практик, статистическими данными, анкетами (при необходимости составление их самостоятельно), ресурсами Интернета для добывания новых знаний. Главный акцент на практическое применение полученных знаний, выводов исследования, наглядность представления результатов работы, прикладное значение полученных результатов.
В учебных исследованиях ребята приобретают навыки исследования, самостоятельной, творческой работы - всё что будет способствовать развитию их как личности.
Так например, ребята выступают на научно - практических конференциях с докладами, проектами. Это хорошая возможность рассказать о проделанной работе, получить общественное признание и одобрение, приобрести навыки публичного выступления. Учитывая профессиональную направленность, мы старались исследовать значимость выбранных ими профессий. Так студенты будущие сварщики исследовали трудовой путь своего земляка, работающего много лет по этой профессии. Они с гордостью рассказывали о его достижениях (грамота «Лучший по профессии») и о пользе, которую приносит его труд людям. Будущие автомеханики знакомились с трудовыми достижениями известного в городе владельца крупного автосервиса, который закончил наш техникум. Анализ трудового пути конкретной личности - земляка, его достижений приводит ребят к выводу, что они будут стремиться к самореализации именно в выбранной профессии, это их призвание
Таким образом, практическую значимость таких работ, я вижу в следующем:
1.Изучив профессию, на конкретных примерах ребята понимают её востребованность именно здесь. Не надо уезжать из района в поисках работы, а также личный достаток и благополучие реально достичь.
2.Знакомство и заимствование опыта известных представителей своей профессии. Закрепиться стремление учиться дальше.
3.Осознание своего призвания и практическая реализация себя в определённой деятельности.
Сегодня успешность личности в профессиональном плане во многом определяется её творческим потенциалом.
От того каким наш выпускник придёт в свою будущую профессию, насколько он окажется готовым к творчеству зависит его успешность.
Так шаг за шагом, занимаясь исследовательской деятельностью, идёт приобретение навыков для профессионального статуса.
Как говорили в древности, «каждый шаг пути прибавляет частицу мудрости», я со своей стороны, должна правильно определить вектор движения для своих студентов, чтобы они достигли вектора успеха.
Заинтересованность студентов в профессии формируют и профессиональные мероприятия. В ходе профориентационных лекций акцент делается на формировании позитивного представления о профессии. С этой целью организую занятия с участием ярких представителей профессии, добившихся высоких результатов на выбранном поприще. Представители различных организаций города проводят профориентационные лекции и мастер-классы для студентов.
Такой подход к процессу обучения способствует формированию подготовленного к профессиональной деятельности, конкурентоспособного, мобильного и творческого специалиста. Все это способствует решению одной из главных задач профессионального обучения студентов - успешному прохождению процесса профессионального самоопределения.
Моя задача как педагога создать условия для профессиональной деятельности студента, показывать точки соприкосновения с профессией, учить ориентироваться на свои сильные стороны, открывать новые грани их личности, сформировать состояние удовлетворенности молодого человека своим выбором.
Список используемой литературы:
Андреева Г.Б., Никитина О.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28836 (дата обращения: 18.11.2019).
© 2020, Ушакова Светлана Владимировна 543