СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональная направленность урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УРОКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ КАК СПОСОБ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Клепикова В.А.

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский торгово-экономический техникум» г. Хабаровск

В статье рассмотрены методы реализации профессионально-направленного учебного занятия усвоения новых знаний по дисциплине «Маркетинг», стимулирующие познавательную активность студентов СПО, направленные на развитие общих компетенций обучающихся.

Ключевые слова: общие компетенции, профессиональные компетенции, компетентностный подход, профессиональная направленность урока, проблемная дискуссия, кейс-задание, продвижение, реклама и PR, интерес к будущей профессии.

Компетентностный подход как основа федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой образовательное учреждение подготавливает конкурентоспособного специалиста, обладающего рядом общих и профессиональных компетенций.

В современных стремительно изменяющихся условиях жизни и трудовой деятельности все большую роль играет сформированность именно общих компетенций, как фактора развития компетенций профессиональных, ведь современный профессионал – это не только тот, кто обладает определенными знаниями и навыками, а тот, кто умеет эти качества развивать и совершенствовать, тот, кто на основе имеющихся базовых знаний и умений может творить, рождать новые оригинальные идеи.

Наверное, не случайно, что первая из перечисленных в ФГОС СПО общих компетенций звучит так: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Ведь понимание значимости будущей профессиональной деятельности и интерес к ней – этот тот самый «моторчик», который побуждает человека к активной познавательной и творческой деятельности, профессиональному развитию и, как результат, высокой конкурентоспособности специалиста. Развитие интереса к профессии, способности самостоятельно оценивать и определять задачи профессионального и личностного развития у будущих профессионалов – одна из важнейших задач, стоящих перед преподавателями СПО. Эта задача предполагает соответствующие требования к личностным и профессиональным качествам педагога и среди них обладание умением учиться вместе со своими студентами, самостоятельно закрывать пробелы в знаниях. Для преподавателя профессиональных дисциплин особенно важно владеть современной актуальной информацией о самых новых тенденциях и особенностях профессиональной деятельности. Способность быть актуальным, на каждом уроке доказывать, что все то, чему ты обучаешь студентов – необходимо и применимо в реальной жизни реальным предприятиям требует систематической работы по изучению живого опыта успешных профессионалов. В этом большую роль играют стажировки преподавателей профессиональных дисциплин на предприятиях. Задача таких стажировок - изучение и анализ различных проблем и методов их решения в целях повышения конкурентоспособности предприятий в современных рыночных условиях.

Инструментом формирования интереса к своей будущей профессии является профессиональная направленность учебного занятия. И, если при проведении практического занятия смоделировать профессиональную ситуацию через деловую игру, кейс-задание и т.п. сравнительно не трудно, то с уроками усвоения новых знаний все обстоит несколько сложнее.

Традиционная лекция, когда одна сторона объясняет под запись некий учебный материал, а другая фиксирует информацию в виде конспекта в тетради – неэффективный, устаревший и не работающий на формирование вышеуказанных компетенций способ организации учебного занятия. Ниже предлагаю ознакомиться с моим опытом проведения профессионально-направленного учебного занятия усвоения новых знаний по дисциплине «Маркетинг» для специальности 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.

Урок по теме «Продвижение товаров» предполагает изучение данного элемента классического комплекса маркетинга и, в частности, таких методов продвижения, как реклама и PR.

Методические приемы, используемые на учебном занятии:

  • словесные - проблемная лекция, дискуссия;
  • наглядно-демонстрационные - мультимедийная презентация, раздаточный материал;
  • практические - анализ практической ситуации, сравнительный анализ видов продвижения.

Проведение учебного занятия начинается с организационного момента, проверки отсутствующих студентов.

Затем преподаватель сообщает тему учебного занятия и привлекает студентов к формулированию цели и задач урока. Привлечение обучающихся к формулированию цели и задач учебного занятия способствует осознанию студентами цели своего обучения, пониманию ее значимости, обеспечивает высокий уровень мотивации обучающихся, наполняет смыслом их учебную деятельность.

Для актуализации знаний преподаватель применяет прием «проблемной ситуации». Суть этого приема состоит в построении проблемной ситуации и вовлечении студентов в активное ее обсуждение с целью поиска решения проблемы, в оценке того, насколько важную роль в маркетинге занимает продвижение, как неэффективное продвижение сказывается на деятельности предприятия в целом. При этом, описанная преподавателем и обсуждаемая со студентами проблема – реальная, возникшая перед одним из местных предприятий. В результате осознания и обсуждения проблемы, студенты самостоятельно формируют цель урока.

Урок направлен на усвоение новых знаний, и на следующем этапе студентам предоставляется раздаточный материал, содержащий определения пяти основных типов продвижения и перечень конкретных мероприятий. Студенты должны тщательно проработав определения, классифицировать эти мероприятия и распределить их по типам. Данная работа выполняется студентами индивидуально. Такой подход к изучению нового материала побуждает студентов глубоко прорабатывать предложенную новую информацию, что способствует лучшему ее усвоению. Выполнив задание, студенты осуществляют самопроверку, сопоставляя свои ответы с эталонами, представленными преподавателем, и на основании представленных критериев оценивания самостоятельно определяют полученную за работу оценку.

Следующий этап урока посвящен анализу методов продвижения, предполагает работу в подгруппах. Применяются такие формы учебной деятельности, как составление аналитических таблиц, дискуссия, мозговой штурм. Студентам предоставляется раздаточный материал, в котором детально описаны такие методы продвижения, как реклама и PR (особенности, цели, задачи, инструменты и т.п.). Изучив этот материал, студенты составляют сравнительную таблицу, в которой анализируют предложенные методы продвижения, определяют сходства и различия между ними. После того, как каждая из подгрупп выполнит задание, студенты осуществляют самопроверку, сопоставляя свои ответы с эталонами, представленными преподавателем, обсуждают результаты проведенного сравнительного анализа, делают выводы.

Задания основной части урока направлены на глубокую проработку и осознание теоретического материала, его анализ и оценку. Такой подход к изучению нового материала, в отличии от привычного конспектирования лекции, предполагает более глубокое усвоение материала, минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. То есть, преподаватель не предлагает готовое знание, а создает на учебном занятии такую ситуацию, в ходе которой студенты сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, формулировать собственные выводы.

Далее, используя визуальные средства и иллюстрируя свои слова конкретными примерами (фотоматериалы средств рекламы и PR на слайдах презентации), преподаватель знакомит студентов с классификацией средств продвижения. Студенты узнают рекламные сообщения, которые видели и слышали ранее, понимают их цели, оценивают приемы и каналы передачи маркетинговых посланий.

Затем преподаватель проводит дискуссию об особенностях сочетания рекламы и PR, основываясь на примерах конкретных предприятий г. Хабаровска. Живые примеры из близкой и понятной окружающей среды ярко иллюстрируют студентам, как преимущества грамотного сочетания рекламы и PR, так и проблемы, связанные с неумелым применением этих методов продвижения. Такой подход способствует осознанию студентами актуальности и профессиональной направленности изучаемой информации, вызывает живейший интерес к учебному материалу и понимание того, в каких конкретных сферах профессиональной деятельности эта информация пригодится в будущем.

Подведение итогов учебного занятия проводится в завершении урока путем обобщения результатов учебного занятия и обсуждения их со студентами, определения итоговой оценки.

В конце учебного занятия выдается домашнее задание и проводится инструктаж по его выполнению. Домашнее задание представляет собой ситуационную задачу (кейс-задание), построенную на примере конкретного предприятия торговли в г. Хабаровске (кейс иллюстрируется фотоматериалами). Студентам необходимо, изучив федеральный закон РФ «О рекламе», проанализировать ситуацию и определить, какие методы продвижения использует данное предприятия и нет ли в этой ситуации нарушений вышеуказанного закона. Такой подход к выполнению домашнего задания существенно отличается от стандартной проработки нормативно-правового акта (конспектирование, составление тезисов и др.), так как предполагает не только изучение содержания закона, но и применение его на практике. Это вызывает у студентов интерес к домашней работе, способствует развитию навыков самостоятельного поиска и анализа информации, успешному творческому саморазвитию и самовоспитанию обучающихся.

Важным элементом любого учебного занятия является рефлексия. На данном этапе студенты соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на обобщение замеченного, обдуманного, понятого каждым. Именно рефлексия помогает обучающемуся формировать желание и умение учиться. Рефлексия является своеобразным показателем активности студента как субъекта учебной деятельности. Рефлексия в ходе подведения итогов данного учебного занятия и в его завершении проводится с помощью упражнения «Продолжи фразу». Суть этого метода в том, чтобы студент продолжил фразу (сегодня на уроке я понял…, мне понравилось…, было сложно…, я захотел…) и тем самым подвел итог урока.

Таким образом, на учебном занятии усвоения нового знания преподаватель вовлекает студентов в процесс обучения, процесс постановки целей урока и оценки его результатов. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции.

Подводя итог, хочу отметить положительные стороны профессионально-направленного урока:

  1. Студенты активно познают, глубоко анализируют учебный материал, осознавая сразу, уже в момент его изучения то, как в своей будущей профессиональной деятельности он может быть использован.
  2. Студенты учатся видеть и анализировать проблемы в профессиональной деятельности, находить информацию, требуемую для их решения.
  3. Студенты ощущают свою причастность к профессиональному сообществу, понимают, то, какую роль они будут в нем занимать и чем могут быть полезны.
  4. Анализируя проблемы и предлагая их решения, студенты выступают в роли экспертов, дающих объективную оценку не только своей деятельности, но и эффективности других.
  5. Повышается авторитет и доверие к преподавателю, так как, профессионально-направленный урок предполагает, что преподаватель на самом деле «знает как» и может этому научить студентов.

Профессионально-направленный и хорошо проиллюстрированный примерами из окружающей действительности урок стимулирует познавательную активность обучающихся, вызывает интерес к будущей профессии, способствует формированию общих и профессиональных компетенций.

08.06.2022 23:40


Рекомендуем курсы ПК и ПП