СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проблема девиантного поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Чаще всего в подростковом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков.
В связи с чем проблема профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в условиях образовательного учреждения приобретает актуальность. Пространство ненормативного поведения в последнее время сильно расширилось за счет списка социокультурных девиаций и зависимостей, а также за счет расширения спектра асоциальной и противоправной активности подростков. Образ жизни, чью основу составляет маргинальная активность и зависимые формы поведения, неизбежно наносят урон личности и деморализует ее. Также это ухудшает начальный этап вхождения во взрослую жизнь.
Основной задачей решения данной проблемы девиантного поведения подростков становятся первентивные меры по предупреждению девиации, профилактика, и при необходимости, психолго-педагогическая коррекция в рамках образовательных учреждений, где они находятся в зоне социального контроля и влияния педагогического коллектива. Решающим фактором профилактики и коррекции девиантного поведения является педагогически управляемая социально-культурная среда, выступающая для подростка важнейшим условием социализации и пространством личностного развития.
Специалисты выделяют 3 условных вида отколняющегося поведения:
1)девиантное;
2)делинквентное (противоправное);
3)криминальное (преступное) поведение;
Социологи определяют девиацию как поведение, которое противоречит нормам социального поведения в том или ином сообществе, и далее влечет за собой изоляцию или затворничество (в Японии этот термин называется Хиккикамори), лечение, исправление или наказание нарушителя. Э. Дюркгейн считал, что вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослабления нормативного контроля. По теории аномии (состоянию беззакония) Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества.
Признаки девиантного поведения:
1)Отклонение от социальных стандартом. К этим девиациям относят любые действия, которые не соотвествуют действующим правилам, законам и установкам социума. Стоит отметить, что социальные нормы могут меняться в зависимости от времени.
2)Обязательное порицание со стороны общественности. Личность, проявляющая такое поведенческое отклонение, всегда вызывает негативные оценки от других людей.
3)Деструктивность. Выражается в возможности наносить ощутимый урон личности либо окружающим.
4)Регуляно повторяющиеся действия (многократное их повторение). Например, сознательное регулярное воровство денег ребенком из кошельков родителей.
5)Медицинская норма. Девиации всегда рассматриваются в пределах клинической нормы.
6)Социальная дезадаптация. Любое поведение человека, отклоняющееся от нормы, всегда вызывает либо усиливает состояние дезадаптации в социуме.
7)Выраженное возрастное и половое разнообразие. Один вид девиаций по-разному проявляет себя у людей разного пола, возраста.
Следует отметить, что термин девиантное поведение может применяться к детям не младше 9 лет.
Девиантность может выражаться в несоответствиях общественным нормам, а именно в форме чрезвычайно индивидуального мышления и поведения, в различных формах социальной патологии (пьянство, наркомания, проституция и т.д.). Отклонения подобного рода дезорганизовывают и деморализуют общественную систему, подрывают ее основы и наносят ущерб самой личности.
Социально-педагогические параметры девиатного поведения детей и подростков, структура и содержание в научной литературе оцениваютмя и характеризуются неоднозначно.
Клейберг Ю. А. определяет девиантное поведение подростков как специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. Для этого подростки используют собственные приемы самовыражения: слэнг, стиль, манеры, подача, мода и т.д. При этом девиантные действия выступают:
-в качестве средства достижения значимой цели;
-как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;
-как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении. В данном случае девиантное поведение непосредственно связано с "Я-концепцией" личности подростка.
Девиантные подростки зачастую характеризуются значительными эмоциональными нарушениями: импульсивностью, раздражительностью, вспыльчивостью, конфликтами с окружающими, агрессивностью. Для них характерны такие свойства эмоционально-волевой и ценностно-нормативных сфер личности как тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни.
Формы проявления девиантного поведения
При относительности понятия "девиантное поведение" за ним скрываются вполне реальные социальные явления, проявляющиеся в различных видах и формах: -пьянство и алкоголизм;
-токсикомания и наркомания;
-суицидальное поведение;
-проституция;
-девиантное поведение на почве сексуальных отклонений;
-побеги из дома и бродяжничество;
-вандализм.
Анализы ряда психолого-педагогических источников, показывает распространенные особенности, характерные для подростков с девиантным поведением, которое является состоянием психологической изоляции, низким уровнем социализации, отставанием в развитие, различного рода нарушения эмоциональной сферы, дефекты самоотношения и отрицательная Я-концепция, недифференцированность образа "Я", рассогласование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Кроме того, у рассматриваемого контингента подростков учеными выделяются следующие специфические социально-психологические особенности: отсутствие опыта нравственного поведения; извращение или неверное понимание таких социальных ценностей, как дружба, любовь, смелость и пр.; неадекватно завышенная или заниженная самооценка; неправильное отношение к системе нравственных норм (безнравственное поведение - собственное или окружающих лиц - оценивается как нормальное, соответствующиее общественным установкам); ситуативность психологического настроя, связанная с недостаточным социальным опытом индивида и выражающаяся в податливости его поведения внешнему воздействию.
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разрообразными причинами и факторами.
1)Социальные причины. Социальные условия играют определенную роль в происхождении преступного поведения. К ним, прежде всего, относят:
-малые социальные группы (семья, группа сверстников);
-школа;
-многоуровневые общественные процессы (слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни);
Также к социальным причинам относят социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, нестабильность социально-экономической ситуации, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка, безработицу.
2)Морально-этические причины: низкий морально-нравтсвенный уровень современного общества; бездуховность; утрата моральный ценностец; равнодушие общества ко многим детским проблемам; процветание среди населения алкоголизма, накромании, проституции, маргинального образа жизни в целом.
3)Социально-педагогические причины: дефекты семейного и школьного воспитания; неуспехи ребенка в школе; падение престижа образования; педагогическая запущенность и т.д.
4)Семья как причина девиантного поведения. В семье факторами риска стоит рассматривать такие характеристики семьи как: характер взаимоотношений и общения в смеье; воспитательный потенциал семьи; структуру семьи; социально-бытовые условия; психологический микроклимат; образовательный и культурный уровень родителей.
Семьи с противоречивыми требованиями к детям, гиперсоциальные, гипосоциальные, педагогически несостоятельные могут стать причиной девиантного поведения детей и подростков. Вместе с тем доказано, что криминальная активность подростков не зависит от материального благополучия семьи. Мировая стастистика такова: 50% - дети из неблагополучных и малообеспеченных семей и 50% - дети, с отклоняющимся поведением, которые воспитывались во вполне благополучных семьях.
5)Как самостоятельную причину следует рассматривать неформальные группы сверстников. Приятельская компания подростков становится благоприятной средой криминогенного поведения подростков, когда потерян авторитет и престиж ведущих субъектов социализации - семьи и школы.
6)Особенности подросткового возраста. Подростковый и юношеский возраст входят в группу повышенного риска, так как для него характерный:
-внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой "Я-концепции";
-пограничная неопределенность социального положения: уже не ребенок, но еще не взрослый;
-стремление к новизне, к оригинальности поведения (в том числе и отклоняющегося), желание понимать, бороться, достигать, утверждаться, попытки изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения.
7)Биологические факторы. Они выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию.
Нет генов, которые обуславливают девиантное поведение. Однако выделяют причины отклоняющегося поведения, связанные не с социально-педагогической коррекцией, а с медицинской. К ним относят:
-Генетические факторы. По наследству передаются некоторые болезни, в частности, такие как шизофрения, дефекты зрения, слуха, повреждения нервной системы; нервно-психологические нарушения, обусловленные семейным алкоголизмом, наркотической зависимостью.
-Физиологические причины. Нарушение речи, дефекты речи, слуха, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада, которые зачастую вызывают негативное отношение окружающих, что приводит к нарушению межличностных отношений реебнка в группе сверстников, в коллективе.
8)Психологические факторы связаны с наличием у человека психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера, что сопровождается эмоциональной неустойчивостью,неврастенией, повышенной возбудимостью нервной системы, психопатией. Человек с явно выраженной психопатией или акцентуированными чертами характера нуждается в социально-медицинской реабелитации, психолого-педагогической коррекции.
9)Социокультурные причины связаны с расслоением общества, восприимчивостью молодежи и подростков ко всему новому и некртичностью восприятия этих норм поведения, стремлением к замещению режитмного поведения.
10)Личностный фактор. Наиболее опасным представляется заниженный уровень самоуважения и отсутствием сложившихся механизмов самоконтроля и самокорректировки поведения. Исследования американского психолога Г. Кэплана показали, что понижение самоуважения у юношей связано практически со всеми видами девиантного поведения и, как правило, приводит к росту антинормального поведения. Наиболее восприимчивыми к различным видам отклоняющегося поведения ялвяются подростки 14-15 лет.
Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в учреждении образования базируется на следующих принципах:
1)Формирование противопоточных установок;
2)Систематичность и преемственность в пропаганде здорового образа жизни;
3)Учет психологических особенностей разных возрастных групп обучающихся;
4)Единство эмоционального и содержательного аспекта пропаганды здорового образа жизни;
5)Организация досуга и общественная активность несовершеннолетних.
Особая роль в психокоррекционно работе с девиантными подростками отводится семье. Следует отметить, что результативность коррекции общения в семьях, где воспитываются подростки с девиантным поведением, зависит от умелого сочетания как прямого (психологическое просвещение родителей), так и опосредованного (осуществляется через подростков, через организацию совместной деятельности и общения детей и взрослых в семье, в школе, по месту жительства) воздействия на семью.
Лучшая профилактика девиантного поведения - это целенаправленное, организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания, воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы "срабатывали" правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного процесса.
Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны. В воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.
Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все это отражается на ребенке. Характер детей- в руках взрослых! Берегите своих детей!
Список источников:
1)Аметов И. проблема доверия в контексте идей Сухомлинского В. А.//Воспитательная работа в школе. 2006-№6-с. 17-28
2)Белкин А. С. Внимание - ребенок! Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников; Свердловск: Средн.-Урал. кн. из-во, 1981.
3)Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. - М., 1999.
4)Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). - М., 2003.
5)Киреев В. Как уберечь ребенка от наркомании?//Воспитательная работа в школе. 2006-№6-с. 73-104
6)Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. М., 2001.
7)Ковальчук М. А. Профилактика девиантного поведения старшеклассников: Монография Ярославль Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского 2002.
8)Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога.-М., 2001.
9)Титаренко Т. М. Возрастные и индивидуальные особенности дисгармоничности развития личности учащихся//Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся.- Киев: 1999.
10)Фурманов И. А. Психология детей с нарушением поведения: Пособие для психологов и педагогов.- М., 2004.
11)Экман П. Почему дети лгут?/ Пер. с английского, - М.: Педагогика-Пресс, 1993
© 2023, Чернышова Анна Павловна 248