СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Изучение информационных и коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека, расширяет его возможности к адаптации в социуме.
Для учащихся коррекционных школ VIII вида умение пользоваться современными информационными средствами является одним из важнейших инструментов социализации.
В базисном учебном плане специальных (коррекционных) школ не предусмотрены учебные часы на формирование компьютерной грамотности обучающихся, что не соответствует требованиям современности, хотя в учебно-воспитательном процессе старших классов используется компьютер и информационные технологии при изучении отдельных предметов. Однако для овладения учащимися компьютерной техникой и компьютерными технологиями этого явно недостаточно. Необходимо, так же как и в общеобразовательной школе, развивать направление, в котором объектом изучения является сама информатика.
Ввиду особенностей психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, целесообразно ввести изучение курса «Компьютер в жизни школьника» в специальной (коррекционной) школе VIII вида в 8 и 9 классах.
Программа «Компьютер в жизни школьника» составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов общеобразовательной школы», изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений с учетом психофизических особенностей учащихся коррекционных школ VIII вида». Изучение курса «Компьютер в жизни школьника» введено в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате в 8,9 классах с целью изучения основ компьютерной грамотности. Программа рассчитана на 2 года обучения - 68 часов: 8 класс - 34 часа , 9 класс - 34 часа (1 час в неделю).
Предлагаемый курс «Компьютер в жизни школьника» знакомит учащихся с основами информационных ресурсов.
Данный курс формирует многие виды деятельности, которые имеют обще дисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.
Функционирование компьютерного класса в коррекционной школе позволяет обновить содержание, методы и организационные формы воспитательной работы в специальном учреждении.
Внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с решением двух фундаментальных задач: научить детей грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности, использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития аномального ребенка. В 2011 году в школе был оборудован мобильный класс в составе: рабочее место педагога, место ученика, беспроводной маршрутизатор, многофункциональное устройство: принтер, сканер, копир, мобильная тележка.
Сразу возникли вопросы: чему учить и как учить?
Необходимо учитывать разницу между информатикой и основами компьютерной грамотности и интеллектуальным потенциалом учащихся.
Данный курс является коррекционным, так как способствует развитию и корригирует личность каждого ребенка.
В представленном варианте программы учтены и сохранены принципы коррекционной направленности:
[*] обеспечение каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения знаний;
[*] доступность материала;
[*]
[*] осуществление дифференцированного и индивидуального подхода;
[*] концентрический принцип размещения материала, при котором одна и
та же тема изучается в течение 2 лет с постепенным наращиванием сложности.
Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий – путем систематического повтора и усложнения тренинга.
Учащиеся специальной коррекционной школы VIII вида имеют ряд особенностей, учтенных при составлении программы:
Особенности контингента
Способы преодоления
Интеллектуальная недостаточность, недоразвитие познавательных процессов.
Неоднократное повторение, закрепление в различных видах деятельности. Применение специальных коррекционных методов и приёмов обучения.
Слабое восприятие теоретической базы.
Использование различного вида наглядности, программы Power Point.
Затруднение практической деятельности.
Многократная работа на тренажёре, оценка и самооценка результатов деятельности на каждом занятии.
Слабое развитие мелкой моторики.
Использование клавиатурных тренажеров.
Ограниченное представление об окружающем мире.
Формирование представлений, расширение кругозора.
Недостаточно сформировано чувство самосохранения.
Особое внимание к вопросам техники безопасности.
Малообеспеченные семьи, не имеющие компьютера.
Предоставление возможности обучения в условиях школы.
С учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся в программе выделяются две ступени обучения:
1. Ознакомительная – 8 класс.
2.Основная – 9 класс.
Цель курса:
знакомить учащихся с ограниченными возможностями здоровья с компьютерными ресурсами и их практическим применением.
Задачи курса:
обогащать учащимся с ограниченными возможностями здоровья доступными знаниями о компьютерных ресурсах, расширять кругозор учащихся о компьютерных технологиях и способах их практического применения; повышать адаптивные возможности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их социальной ориентировки за счет дополнительно приобретенных основ компьютерной грамотности; воспитывать познавательный интерес к использованию информационных и коммуникационных технологий.
Ведущие методы, формы обучения:
[*] передача информации от воспитателя к воспитаннику – устное изложение
материала: рассказ, беседа, объяснение, пояснения, что позволяет раскрыть основные теоретические положения и ключевые понятия содержания программы;
[*] слово воспитателя в сочетании со зрительным рядом наглядности - демонстрация картин, таблиц, слайдов, фильмов, видеоматериалов – оказывает эмоционально-эстетическое воздействие на учащихся, создает определенный настрой, мотивирующий воспитанников к дальнейшей познавательной деятельности;
[*] организация практических работ учащихся под руководством воспитателя:
выполнение самостоятельных и практических работ позволит закрепить изученный материал.
Формы организации воспитательного процесса:
фронтальные; групповые; индивидуальные.
Формы работы варьируются в зависимости от темы, способностей и возможностей учащихся:
работа по индивидуальным карточкам; цифровой диктант; работа по опорным схемам; ребусы, загадки, кроссворды, развивающие игры; развитие мелкой моторики (клавиатурные тренажёры, развивающие игры).
Для осуществления воспитательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:
традиционное обучение; игровые технологии; дифференцированное и индивидуальное обучение; здоровье сберегающие технологии.
Принципы обучения:
научность; связь теории с практикой; системность; сознательность и активность в обучении; индивидуальный подход; доступность; прочность усвоения знаний.
Формы, способы, средства проверки и оценки результатов обучения:
[*] устные ответы;
[*] самостоятельная работа;
[*] фронтальный опрос;
[*] дифференцированный опрос;
[*] индивидуальный опрос.
Предполагаемый результат.
К концу изучения курса «Компьютер в жизни школьника» учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны:
знать:
устройство компьютера; правила техники безопасности работы на компьютере; элементы программ Paint, Word, Power Point; компьютерную сеть Интернет, поиск нужной информации в сети; основные понятия и термины электронной почты.
уметь:
использовать полученные знания в практической деятельности; получать, готовить и отправлять сообщения;
пользоваться компьютерными ресурсами.
© 2015, Михайлова Наталья Павловна 802