СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Компьютер в жизни школьника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка  

Изучение информационных и коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека, расширяет его возможности к адаптации в социуме.

Для учащихся коррекционных школ VIII вида умение пользоваться современными информационными средствами является одним из важнейших инструментов социализации.

В базисном учебном плане специальных (коррекционных) школ не предусмотрены учебные часы на формирование компьютерной грамотности обучающихся, что не соответствует требованиям современности, хотя в учебно-воспитательном процессе старших классов используется компьютер и информационные технологии при изучении отдельных предметов. Однако для овладения учащимися компьютерной техникой и компьютерными технологиями этого явно недостаточно. Необходимо, так же как и в общеобразовательной школе, развивать направление, в котором объектом изучения является сама информатика.

Ввиду особенностей психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, целесообразно ввести изучение курса «Компьютер в жизни школьника» в специальной (коррекционной) школе VIII вида в 8 и 9 классах.

Программа «Компьютер в жизни школьника»  составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов  общеобразовательной школы», изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений с учетом психофизических особенностей учащихся коррекционных школ VIII вида». Изучение курса «Компьютер в жизни школьника» введено в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате в 8,9  классах с целью  изучения  основ компьютерной грамотности. Программа рассчитана на 2 года обучения - 68 часов: 8 класс - 34 часа , 9 класс -  34 часа (1 час в неделю).

 Предлагаемый курс «Компьютер в жизни школьника» знакомит учащихся с основами информационных ресурсов.

Данный курс формирует многие виды деятельности, которые имеют обще дисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.  

Функционирование компьютерного класса в коррекционной школе позволяет обновить содержание, методы и организационные формы воспитательной работы в специальном учреждении.

Внедрение компьютерной техники  в специальное обучение связано с решением двух фундаментальных задач: научить детей грамотно пользоваться  новыми орудиями деятельности, использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития аномального ребенка.  В 2011 году  в школе был оборудован мобильный класс в составе: рабочее место педагога, место ученика, беспроводной маршрутизатор,  многофункциональное  устройство: принтер, сканер, копир, мобильная тележка.

Сразу возникли вопросы: чему учить и как учить?

Необходимо учитывать разницу между информатикой и основами компьютерной грамотности и интеллектуальным потенциалом учащихся.

Данный курс является коррекционным, так как способствует развитию и корригирует  личность каждого ребенка.

В представленном варианте программы учтены и сохранены принципы коррекционной направленности:

[*]   обеспечение каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения знаний;

[*]    доступность материала;

[*]  

[*]    осуществление дифференцированного и индивидуального подхода;

[*]        концентрический принцип размещения материала, при котором одна и

та же тема изучается в течение  2 лет с постепенным наращиванием сложности.

Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий – путем систематического повтора и усложнения тренинга. 

Учащиеся специальной коррекционной школы VIII вида имеют ряд особенностей, учтенных при составлении программы:

 

Особенности контингента

Способы преодоления

Интеллектуальная недостаточность, недоразвитие познавательных процессов.

Неоднократное повторение, закрепление  в различных видах деятельности. Применение специальных  коррекционных методов и  приёмов  обучения.

Слабое восприятие теоретической базы.

Использование различного вида наглядности, программы Power Point.

Затруднение практической деятельности.

Многократная работа на тренажёре, оценка и самооценка результатов деятельности на каждом занятии.

Слабое развитие  мелкой моторики.

Использование клавиатурных тренажеров.

Ограниченное представление об окружающем мире.

Формирование представлений, расширение кругозора.

Недостаточно сформировано чувство самосохранения.

Особое внимание к вопросам техники безопасности.

Малообеспеченные семьи, не имеющие компьютера.

Предоставление возможности обучения в условиях школы.

С учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся в программе выделяются две ступени обучения:

 

1. Ознакомительная – 8 класс.

2.Основная – 9 класс.

 

 Цель курса:

знакомить учащихся с ограниченными возможностями здоровья с компьютерными ресурсами и  их практическим применением.

 

Задачи курса:

обогащать  учащимся с ограниченными возможностями здоровья доступными знаниями о компьютерных ресурсах, расширять кругозор учащихся о компьютерных технологиях и способах их практического применения;  повышать адаптивные возможности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их социальной ориентировки за счет дополнительно приобретенных основ компьютерной грамотности; воспитывать познавательный интерес к использованию информационных и коммуникационных технологий.

 

Ведущие методы, формы обучения:

[*]                           передача информации от воспитателя к воспитаннику – устное изложение

материала: рассказ, беседа,   объяснение, пояснения, что позволяет раскрыть основные теоретические положения и ключевые понятия содержания программы;

[*]            слово  воспитателя в  сочетании  со зрительным рядом наглядности - демонстрация картин, таблиц, слайдов, фильмов, видеоматериалов – оказывает эмоционально-эстетическое воздействие на учащихся, создает определенный настрой, мотивирующий воспитанников к дальнейшей познавательной деятельности;

[*]                           организация практических работ учащихся под руководством воспитателя:

   выполнение самостоятельных и практических работ позволит закрепить           изученный  материал.

Формы организации воспитательного  процесса:

фронтальные; групповые; индивидуальные.

 

Формы  работы  варьируются в зависимости от темы,  способностей и возможностей учащихся:

работа по индивидуальным карточкам; цифровой диктант; работа по опорным схемам; ребусы, загадки, кроссворды, развивающие игры; развитие мелкой моторики (клавиатурные тренажёры, развивающие игры).

Для осуществления воспитательного  процесса используются элементы следующих педагогических технологий:

 

традиционное обучение; игровые технологии; дифференцированное и индивидуальное обучение; здоровье сберегающие технологии.    

Принципы обучения:

научность; связь теории с практикой; системность; сознательность и активность в обучении; индивидуальный подход; доступность; прочность усвоения знаний.

 

 Формы, способы, средства проверки и оценки результатов обучения:

[*]     устные ответы;

[*]     самостоятельная работа;

[*]     фронтальный опрос;

[*]     дифференцированный опрос;

[*]     индивидуальный опрос.

 

Предполагаемый результат.

К концу изучения курса «Компьютер в жизни школьника» учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны:

 

 знать:

устройство компьютера;  правила техники безопасности работы на компьютере;  элементы программ  Paint, Word,  Power Point;  компьютерную  сеть Интернет,  поиск нужной информации в сети; основные  понятия и термины электронной почты.

 уметь:

использовать полученные знания в практической деятельности; получать,  готовить  и отправлять  сообщения;

пользоваться   компьютерными ресурсами.

 

 

Категория: Внеурочка
04.01.2015 06:57


Рекомендуем курсы ПК и ПП