СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по работе с семьями воспитанников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

«Взаимодействие с семьями воспитанников»

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Бабочка» города Смоленска

г. Смоленск

Содержание

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи по реализации программы

1.3.Принципы работы по взаимодействию педагога с семьёй

1.4. Ожидаемые результаты

Содержательный раздел

2.1.Направления работы по вовлечению родителей (законных представителе) в совместную деятельность с педагогами группы

2.2. Формы работы при реализации программы.

2.3. Этапы реализации программы

2.4. Перспективный план работы с родителями

Организационный раздел

3.1 Методическое обеспечение программы

Приложения:

Приложение 1. Анкета для родителей «Давайте познакомимся»

Приложение 2. Анкета «Выявление запросов, интересов и пожеланий при организации образовательного процесса в дошкольном учреждении».

Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками дошкольного образовательного учреждения, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Актуальность программы

Взаимодействие с родителями является актуальной и трудной на сегодняшний день.

Актуальной, потому что важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей, и направлена на ее повышении, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.

Новизна и практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно — воспитательной среды в дошкольной организации и семье, через развитие социально-педагогической компетентности родителей.

Законодательно-нормативное обеспечение программы:

-закон «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012 №273-ФЗ;

-приказ Миннауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в минюсте России 14.11.2013г. №30384)

— санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049 -13 от 15.05.2013г. №26;

Устав МБДОУ «Детский сад № 22 «Бабочка».

1.2.Цели и задачи программы

Ведущими целями программы являются — установление доверительных партнёрских отношений между педагогами и родителями; вовлечение семьи в единое образовательное пространство создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

Задачи:

Диагностика внутрисемейных отношений между взрослыми и детьми, определение социального статуса семей воспитанников.

Изучение творческого, интеллектуального, коммуникативного потенциала семей воспитанников.

Оказание всесторонней консультативной помощи родителям по различным направлениям воспитания и развития детей.

Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника.

Просвещение родителей посредством ознакомления с педагогической, нормативно-правовой литературой, информационно-коммуникационными технологиями и тенденциями в системе дошкольного образования муниципалитета и региона.

Привлечение родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Формирование позитивных форм общения.

Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.

1.3. Принципы работы по взаимодействию педагога с семьёй.

Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:

Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива дошкольного учреждения и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;

Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;

Принцип сотрудничества — общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;

Принцип согласованного взаимодействия — возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания и образования детей.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода к каждой семье

1.4.Ожидаемые результаты:

Родители будут участвовать в воспитательно-образовательном процессе группы, как субъекте этого процесса.

Повысится педагогическая культура родителей и воспитателей.

Объединятся интересы семьи и педагогов в вопросах воспитания и развития детей.

Будет сплочённость семьи как системы.

Будут созданы условия для успешной социализации детей дошкольного возраста.

Содержательный раздел

Общие положения программы

Реализация программы рассчитана для работы с детьми старшего и подготовительного к школе возраста (дети 5- 8 лет). Содержание программы реализуется через перспективное планирование работы с семьёй.

2.1 Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность с педагогами группы

Направление

Формы

Рекламное

  • Стенды
  • Дни открытых дверей
  • Работа сайта ДОУ
  • Публикация

Диагностическое

  • Анкетирование
  • Опросы
  • Беседы
  • Тестирование
  • Комплексные исследования
  • Работа почтового ящика

Психолого-педагогическое

  • Наглядная педагогическая пропаганда
  • Родительские собрания
  • Консультации
  • Беседы
  • Тренинги
  • Игра
  • Работа “Родительского клуба”
  • Мастер классы

Непосредственное участие родителей в образовательном процессе

  • Участие родителей в проектно-познавательной деятельности детей
  • Участие родителей в трудовых, спортивных, культурно-досуговых мероприятиях

. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки педагогических работников по нескольким направлениям.

Информационно – аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагога начинается с анкетирования родителей «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Познавательное направление

Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей (обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей), а также повышение профессионализма педагогических кадров. Для этого в необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства.

Досуговое направление (организационно-методическая деятельность)

В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в группе все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Наглядно информационное направление

Целью этого направления является – ознакомление родителей с работой группы; особенностями воспитания детей старшего дошкольного возраста; формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей, привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в группах (Родительские уголки, папки-передвижки, фотовыставки и пр.).

2.2.Формы работы при реализации программы.

Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в нашей группе.

Традиционные:

-Анкетирование родителей (для сбора социологических данных)

-Памятки

-Буклеты

-Родительское собрание.

-День открытых дверей.

-Консультации (тематические и индивидуальные для повышения педагогической культуры родителей).

- Тематические конференции по обмену опытом воспитания.

-Семейные праздники (День матери и др.).

-Занятия с участием родителей («Школа будущего первоклассника»).

-Папки – передвижки.

-Выставки совместного творчества.

-Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа.

Инновационные

Сайт группы.

Проектная деятельность «Огород на подоконнике»).

Участие во Всероссийских, Региональных, Муниципальных конкурсах детского творчества.

Нетрадиционные

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов,потребностей,запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

2.3. Этапы реализации программы

Первый этап – подготовительный

Целью данного этапа является — определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

Задачи данного этапа:

1.Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства;

2.Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для; определений направлений взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.

Второй этап – практический

Его цель — реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

Задачи данного этапа:

1.Практическая реализация программы

Создание предметно-пространственной среды.

совместна работа воспитателей и родителей.

Третий этап – заключительный

Его цель – подведение итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа:

1. Проведение анализа проделанной работы;

2.Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом.

03.11.2020 14:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!