Психофизиологические характеристики, характерные для данного возраста (норма)
|
Возможные отклонения от нормы
|
Рекомендации учителю
|
Возраст 6-8 лет
|
- Недостаточно укреплён костно-мышечный аппарат, слабые пальцы
- Резко снижается количество движений
- Не отработана координация движения при выполнении мелких, но сложных операций, связанных с написанием букв и выполнением трудовых действий
|
- Изменения к худшему во внешности, сне, аппетите
- Понижение сопротивляемости болезням, плохое самочувствие
- Сильное утомление кисти рук и пальцев ребёнка
Ухудшение почерка, отвращение к письменным работам
|
- Не требовать от ученика переписывать по нескольку раз работу заново
- Не злоупотреблять однообразной тренировочной деятельностью
- Через совместный выбор выполненного задания формировать у ребёнка привычку к самооценке
|
- Мозг в развитии, приобретает способность различать условные раздражители, выделять наиболее значимые сигналы, реагировать именно на них
- Мышление наглядно-образное
- Велика значимость первой сигнальной системы
- Расширяется смысловое значение слова
|
- Наступает нервное перенапряжение, тормозная реакция и отключение ребёнка при повышении скорости говорения более 120 слов в минуту и громкость в 6 дБ. Следствие этого – резко падает точность восприятия
|
- Не злоупотреблять словесными формами обучения
- Любая информация должна подаваться не только на словесном уровне, но и с помощью зрительного и действенного подкрепления
- Использовать приём «попутного научения» - удерживать внимание учеников внешними воздействиями игрового характера, одновременно удерживая внимание школьника на нужном способе действия
|
- Усиливается противодействие детей длительным нравоучениям, пояснениям
|
- Нежелательные защитные поведенческие реакции
- Гасится положительное отношение к учебному труду
- Появляется страх не соответствовать социальным требованиям, потерять отношения окружающих, показаться смешным
|
- Сформировать у учащихся ответственность как качество личности в процессе выполнения ребёнком постоянных поручений
- В процессе обучения создавать ситуацию успеха, так как ребёнок чувствителен к оценке своей деятельности учителем, чем к её результатам
|
- Повышенная любознательность
- Ребёнок проводит сравнение по разным неоднородным свойствам и признакам
|
- Снижается уверенность ребёнка в успешности его деятельности и обучаемости
- Слабо развита способность различать признаки предметов, улавливать их сходство; сравнивать своё решение с заданным учителем образцом и правилом
|
- Не подавлять индивидуальности ребёнка, не требовать от него непосильного; ценить то, что есть
- Постоянно напоминать правило и повторять образец перед тем, как дать учащимся задание выполнить определённое действие
- Уделять больше внимания специальному обучению сравнивать, выделять признаки сходства и различия предметов
|
Возраст 8-12 лет
|
- Мозг довольно пластичен, не перегружен информацией и образцами
С возрастом –
- Стабилизируется возрастное дрожание рук; уверенность и овладение практическими умениями проходит успешнее
|
- Возрастает раздражительность как производная от утомляемости
- Становится невозможность управления отсталыми детьми
|
- Регулировать индивидуальные особенности учащихся:
- импульсивность одних надо притормаживать
- неуверенность, робость, медлительность других надо растормаживать
- на уроках принимать специальные меры для снятия утомляемости
|
- Показатели координации движений, регуляции деятельности, успешность выполнения заданий дают высокие по частоте и амплитуде колебания
|
- Затрудняется формирование и использование моторных умений
- Резко повышается нервозность и напряжённость, ухудшается качество знаний, и появляется заторможенность реакций
|
- У учащихся с возбудимой нервной системой вырабатывать моральную готовность к неприятности, снижая их остроту
|
- Дети эмоциональны и доверчивы, внушаемы, отличаются некритической подражательной восприимчивостью
|
- Появляется приверженность к группировкам, которые уже не концентрируются вокруг учителя
- В бодром состоянии проявляется обострённое чувство справедливости
|
- На уроках создавать положительную и доброжелательную атмосферу
|
- Мотивы индивидуального характера постепенно уступают место мотивам долженствования по отношению к другим
|
- Возрастает конфликтность, особенно во второй половине дня (на это время приходится 88% всех конфликтов и нарушений дисциплины за день)
|
- Включать ребёнка в активную деятельность
- Спустя некоторое время спокойно оценить с ребёнком его поступки и ситуацию
- При необходимости провести ненавязчивый анализ и дать совет
- Не как надо было делать, а как сейчас надо поступать
|
- Осознание общих принципов классификации
- Выделение общего доставляет удовольствие -увлечение
|
- Энергозатраты, связанные с адаптацией учащегося к новым учебным требования, превышающие скорость их восстановления организмом ребёнка, ведут к развитию сосудистой недостаточности, малокровию мозга, понижению работоспособности и резкому спаду качества знаний
|
- Создавать благоприятные ситуации для выхода из стрессов в активной физической нагрузке
- Возможно использование приёмов для снятия стрессов:
- «оречевить» его проговариванием, излиянием души, но безо всяких оценок поступков ребёнка, только поощрять к рассказыванию
- срочно включить ребёнка в какую-нибудь активную деятельность
- дать что-то съесть или выпить горячего чая
|
- Формируется ответственность, как чувство и убеждение, чувство долга, совести, вины
|
- Не всегда дети могут устоять перед искушениями, не хватает волевых качеств
|
- За совершённый поступок – вызвать у ребёнка чувство вины, показав ему всю неприглядность его поступка (до этого он чувство вины не испытывал, наказание не мог воспринимать как заслуженное)
|
Возраст 12-15 лет
|
- Подростковый кризис, гормональная буря
- Период неустойчивости и неуравновешенности
- Нервная система находится в стадии активного формирования
- Начало полового созревания
- Подъём жизнерадостности, стремление к активным действиям
|
- Сердце не успевает за ростом. Рост – тягчайшая работа организма. Часто рост протекает как заболевание. Следствие – полусонная задумчивость, бледность, вялость
- Психическое развитие неравномерное. Находится на невысоком уровне, а в период полового кризиса оно может затормаживаться и снижаться
|
- Создание условий для хорошего эмоционального самочувствия ребёнка
|
- Интенсивно развивается логическая память, вырабатывается умение логически обрабатывать материал для предметного запоминания
- К 13 годам формируются физиологические основы направленного внимания. Развивается понятийное мышление
|
- В период полового созревания затрудняются операции с символами, трудно воспринимаются отвлечённые понятия
- Преобладает механическое запоминание, зубрёжка – ведущая к перегрузке
- Немногие учащиеся владеют приёмами группировки, классификации, сравнения
|
- Использовать возможные вспомогательные средства для запоминания
|
- Формируется представление о собственной личности, не всегда правильное и устойчивое
- Подросток имеет покровителя. Идеализирует сильного и слабого
- Сравнение себя с другими
|
- Несоответствие уровня притязаний подростка его возможностям
|
- Помочь подростку в самооценке своих личных качеств
|
- Становление стержневых избирательных интересов
|
- Устойчивость саморегуляции низкая
- Общественные интересы неустойчивы
- Интерес к предмету слаб – определяется отношением к учителю
|
- Выработка навыков саморегуляции:
- способности к достижению цели
- потребности подростка в самовоспитании
- Уважение и любовь к учителю – одно из главных условий эффективности обучения
|
- Поведение взрывоопасное, вызванное высокой тревожностью, источником которой являются реальная неуспешность школьника в двух значимых его областях: учение и общение со сверстниками, особенности его самооценки и неблагоприятный социальный опыт, перенесённые жизненные неудачи
|
- Несформированность приёмов мыслительной деятельности
|
- Развивать и поощрять появление хороших черт
|
- Уровень психического развития учащихся не в состоянии в полной мере обеспечить возможность успешного усвоения всего учебного материала и овладения всеми необходимыми навыками
|
- Неспособность понять изучаемый материал, необходимость действовать на уровне зубрёжки вызывает страх, неуверенность в оценочных ситуациях
- На уроке преобладают пассивные формы деятельности по принуждению учителя. В коллективную форму деятельности включается неохотно
- Велики различия в степени интеллектуального и мотивационного развития школьников
|
- Не делать попыток публично разбирать поступки ребёнка, ставя его перед классом
- Следить за предупреждением необдуманности в решениях, высказываниях
- Не снижать объём индивидуальной работы
|