СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психофизиологические характеристики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психофизиологические характеристики. (МАТЕМАТИКА, 99)

Психофизиологические характеристики, характерные для данного возраста (норма)

Возможные отклонения от нормы

Рекомендации учителю

Возраст 6-8 лет

  • Недостаточно укреплён костно-мышечный аппарат, слабые пальцы
  • Резко снижается количество движений
  • Не отработана координация движения при выполнении мелких, но сложных операций, связанных с написанием букв и выполнением трудовых действий
  • Изменения к худшему во внешности, сне, аппетите
  • Понижение сопротивляемости болезням, плохое самочувствие
  • Сильное утомление кисти рук и пальцев ребёнка

Ухудшение почерка, отвращение к письменным работам

  • Не требовать от ученика переписывать по нескольку раз работу заново
  • Не злоупотреблять однообразной тренировочной деятельностью
  • Через совместный выбор выполненного задания формировать у ребёнка привычку к самооценке
  • Мозг в развитии, приобретает способность различать условные раздражители, выделять наиболее значимые сигналы, реагировать именно на них
  • Мышление наглядно-образное
  • Велика значимость первой сигнальной системы
  • Расширяется смысловое значение слова
  • Наступает нервное перенапряжение, тормозная реакция и отключение ребёнка при повышении скорости говорения более 120 слов в минуту и громкость в 6 дБ. Следствие этого – резко падает точность восприятия
  • Не злоупотреблять словесными формами обучения
  • Любая информация должна подаваться не только на словесном уровне, но и с помощью зрительного и действенного подкрепления
  • Использовать приём «попутного научения» - удерживать внимание учеников внешними воздействиями игрового характера, одновременно удерживая внимание школьника на нужном способе действия
  • Усиливается противодействие детей длительным нравоучениям, пояснениям
  • Нежелательные защитные поведенческие реакции
  • Гасится положительное отношение к учебному труду
  • Появляется страх не соответствовать социальным требованиям, потерять отношения окружающих, показаться смешным
  • Сформировать у учащихся ответственность как качество личности в процессе выполнения ребёнком постоянных поручений
  • В процессе обучения создавать ситуацию успеха, так как ребёнок чувствителен к оценке своей деятельности учителем, чем к её результатам
  • Повышенная любознательность
  • Ребёнок проводит сравнение по разным неоднородным свойствам и признакам
  • Снижается уверенность ребёнка в успешности его деятельности и обучаемости
  • Слабо развита способность различать признаки предметов, улавливать их сходство; сравнивать своё решение с заданным учителем образцом и правилом
  • Не подавлять индивидуальности ребёнка, не требовать от него непосильного; ценить то, что есть
  • Постоянно напоминать правило и повторять образец перед тем, как дать учащимся задание выполнить определённое действие
  • Уделять больше внимания специальному обучению сравнивать, выделять признаки сходства и различия предметов

Возраст 8-12 лет

  • Мозг довольно пластичен, не перегружен информацией и образцами

С возрастом –

  • Стабилизируется возрастное дрожание рук; уверенность и овладение практическими умениями проходит успешнее
  • Возрастает раздражительность как производная от утомляемости
  • Становится невозможность управления отсталыми детьми
  • Регулировать индивидуальные особенности учащихся:
  • импульсивность одних надо притормаживать
  • неуверенность, робость, медлительность других надо растормаживать
  • на уроках принимать специальные меры для снятия утомляемости
  • Показатели координации движений, регуляции деятельности, успешность выполнения заданий дают высокие по частоте и амплитуде колебания
  • Затрудняется формирование и использование моторных умений
  • Резко повышается нервозность и напряжённость, ухудшается качество знаний, и появляется заторможенность реакций
  • У учащихся с возбудимой нервной системой вырабатывать моральную готовность к неприятности, снижая их остроту
  • Дети эмоциональны и доверчивы, внушаемы, отличаются некритической подражательной восприимчивостью
  • Появляется приверженность к группировкам, которые уже не концентрируются вокруг учителя
  • В бодром состоянии проявляется обострённое чувство справедливости
  • На уроках создавать положительную и доброжелательную атмосферу
  • Мотивы индивидуального характера постепенно уступают место мотивам долженствования по отношению к другим
  • Возрастает конфликтность, особенно во второй половине дня (на это время приходится 88% всех конфликтов и нарушений дисциплины за день)
  • Включать ребёнка в активную деятельность
  • Спустя некоторое время спокойно оценить с ребёнком его поступки и ситуацию
  • При необходимости провести ненавязчивый анализ и дать совет
  • Не как надо было делать, а как сейчас надо поступать
  • Осознание общих принципов классификации
  • Выделение общего доставляет удовольствие -увлечение
  • Энергозатраты, связанные с адаптацией учащегося к новым учебным требования, превышающие скорость их восстановления организмом ребёнка, ведут к развитию сосудистой недостаточности, малокровию мозга, понижению работоспособности и резкому спаду качества знаний
  • Создавать благоприятные ситуации для выхода из стрессов в активной физической нагрузке
  • Возможно использование приёмов для снятия стрессов:
  • «оречевить» его проговариванием, излиянием души, но безо всяких оценок поступков ребёнка, только поощрять к рассказыванию
  • срочно включить ребёнка в какую-нибудь активную деятельность
  • дать что-то съесть или выпить горячего чая
  • Формируется ответственность, как чувство и убеждение, чувство долга, совести, вины
  • Не всегда дети могут устоять перед искушениями, не хватает волевых качеств
  • За совершённый поступок – вызвать у ребёнка чувство вины, показав ему всю неприглядность его поступка (до этого он чувство вины не испытывал, наказание не мог воспринимать как заслуженное)

Возраст 12-15 лет

  • Подростковый кризис, гормональная буря
  • Период неустойчивости и неуравновешенности
  • Нервная система находится в стадии активного формирования
  • Начало полового созревания
  • Подъём жизнерадостности, стремление к активным действиям
  • Сердце не успевает за ростом. Рост – тягчайшая работа организма. Часто рост протекает как заболевание. Следствие – полусонная задумчивость, бледность, вялость
  • Психическое развитие неравномерное. Находится на невысоком уровне, а в период полового кризиса оно может затормаживаться и снижаться
  • Создание условий для хорошего эмоционального самочувствия ребёнка
  • Интенсивно развивается логическая память, вырабатывается умение логически обрабатывать материал для предметного запоминания
  • К 13 годам формируются физиологические основы направленного внимания. Развивается понятийное мышление
  • В период полового созревания затрудняются операции с символами, трудно воспринимаются отвлечённые понятия
  • Преобладает механическое запоминание, зубрёжка – ведущая к перегрузке
  • Немногие учащиеся владеют приёмами группировки, классификации, сравнения
  • Использовать возможные вспомогательные средства для запоминания
  • Формируется представление о собственной личности, не всегда правильное и устойчивое
  • Подросток имеет покровителя. Идеализирует сильного и слабого
  • Сравнение себя с другими
  • Несоответствие уровня притязаний подростка его возможностям
  • Помочь подростку в самооценке своих личных качеств
  • Становление стержневых избирательных интересов
  • Устойчивость саморегуляции низкая
  • Общественные интересы неустойчивы
  • Интерес к предмету слаб – определяется отношением к учителю
  • Выработка навыков саморегуляции:
  1. способности к достижению цели
  2. потребности подростка в самовоспитании
  • Уважение и любовь к учителю – одно из главных условий эффективности обучения
  • Поведение взрывоопасное, вызванное высокой тревожностью, источником которой являются реальная неуспешность школьника в двух значимых его областях: учение и общение со сверстниками, особенности его самооценки и неблагоприятный социальный опыт, перенесённые жизненные неудачи
  • Несформированность приёмов мыслительной деятельности
  • Развивать и поощрять появление хороших черт
  • Уровень психического развития учащихся не в состоянии в полной мере обеспечить возможность успешного усвоения всего учебного материала и овладения всеми необходимыми навыками
  • Неспособность понять изучаемый материал, необходимость действовать на уровне зубрёжки вызывает страх, неуверенность в оценочных ситуациях
  • На уроке преобладают пассивные формы деятельности по принуждению учителя. В коллективную форму деятельности включается неохотно
  • Велики различия в степени интеллектуального и мотивационного развития школьников
  • Не делать попыток публично разбирать поступки ребёнка, ставя его перед классом
  • Следить за предупреждением необдуманности в решениях, высказываниях
  • Не снижать объём индивидуальной работы

Полезная информация для учителей из журнала "математика 99" по психофизиологическим характеристикам детей в зависимости от возраста с рекомендациями.

Категория: Всем учителям
06.11.2016 13:01


Рекомендуем курсы ПК и ПП