СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути повышения мотивации обучения учащихся на уроках информатики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пути повышения мотивации обучения учащихся на уроках информатики

Подготовила: учитель информатики и ИКТ  МБОУ «Аганская ОСШ» Митюшина Г.Н.

 

Введение

Эффективность обучения воспитания во многом зависит от отношения к учению самих учащихся.

Потребность в получении новых знаний заложена в маленьких детях природой. Как считают психологи, к среднему звену школы эта потребность резко снижается, т.к. ребёнок уже переполнен информацией. Здесь возможно использование других естественных для данного возраста потребностей ребёнка: потребность в коммуникациях, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности. Именно эти потребности подростков я стараюсь учитывать при мотивации учебной деятельности.

 

Для повышения мотивации необходимо:

  • Обеспечить у учеников ощущение продвижения вперёд,  переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;
  • Использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;
  • Организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;
  • Самому правильно строить отношениях с учениками, быть заинтересованными в их успехах;
  • Видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать  каждого, опираясь на его личные мотивы.

 

Некоторые способы повышения мотивации на уроках:

  • групповые формы работы;
  • Дифференцированный подход к учащимся с учетом их способностей; 
  • Проблемные и исследовательские методы обучения;
  • Наличие в учении творческих работ;
  • Обратная связь;
  • Занимательное изложение, необычная форма преподавания материала и т.д.

 

  1. обращение к жизненному  опыту детей.

Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной. Так, при изучении тем по Базам данных в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара.

Тема  «База данных»

  • Вначале вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет принтер. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы "Аппаратное обеспечение ПК”). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения принтера с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ, как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации через Интернет в Базах данных, что, кстати, и является основной темой урока.

 

Таким образом, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, что учащиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности. В наш век бурного развития и использования информационных технологий практические навыки, полученные на уроках информатики, очень пригодятся им в профессиональной деятельности

 

2. создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов

   Состоит этот прием в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе.

Очень эффективно “срабатывает” преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока.

       “Как измерить количество информации”, на мой взгляд, гораздо интереснее унылого “Единицы измерения информации”. “Как в компьютере реализуются вычисления” - вместо: “Логические принципы работы компьютера”. “Алгоритмы в нашей жизни” - вместо обычного “Понятие алгоритма” и т.д.

 

3. ролевой подход и деловая игра

В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.

                 Использование такой формы урока как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.

                 Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.

например:

На уроке в 9-м классе при изучении базовых циклических алгоритмических структур в роли исполнителей команд циклов выступают сами учащиеся. Предлагаю ребятам придумать команды исполнителям, которые они могут выполнить, моделируя таким образом три вида циклов:

цикл с известным количеством повторений действий (цикл с параметром)

(команда исполнителю: «Сделай пять приседаний!»);

цикл с предусловием

(команда исполнителю: «Пока есть силы, приседай!»);

цикл с постусловием

(команда исполнителю: «Приседай, пока не устанешь!»).

 

      Такое моделирование позволяет легко понять суть циклических структур и не требует заучивания блок-схем: достаточно вспомнить ролевую игру и представить цикл графически или программно, владея соответствующими формальными языками

  • Интерактивные доски позволяют уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала, экономят время занятия. Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества учителя и ученика

 

4. Практико-ориентированные проекты

Создание проекта - процесс сложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют все учащиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у  учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. Вовлечение учащегося в творческую работа:, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно- иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – у него появляется 3удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для старшеклассника первостепенным мотивом

например:

После изучения темы «Алгоритм и его свойства», учащимся 8 класса даётся  задание на составление алгоритма по сказкам. Составленные алгоритмы представляются в виде презентаций, можно и  интерактивной, которые можно использовать как пример для учащихся, с сохранением авторских прав.

 

Заключение

В заключении нельзя не сказать и ещё об одном факторе формирования положительной мотивации, без которого все описанные выше могут просто не сработать.

Это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Это поднимает самооценку учеников, их личностную значимость, что очень важно для детей  в подростковом возрасте.

 Именно так я  проводить свои уроки. И это еще один шаг, может быть, самый главный на пути формирования положительной мотивации учения.

В завершении своего выступления хотелось бы всем пожелать всегда работать так, чтобы у учащихся была устойчивая потребность в новом знании, которая будет порождать интерес, и как следствие, устойчивый мотив к учению.

Категория: Информатика
07.01.2015 21:46


Рекомендуем курсы ПК и ПП