СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе. 10 класс (ФГОС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, программой по литературе среднего общего образования, авторской программой В.Я.Коровиной, учебным планом на 2020 – 2021 учебный год.

Планируемые результаты

Предметные результаты освоения образовательной программы среднего общего образования устанавливают знание литературы как базовой учебной дисциплины, формирующей духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, что должно предполагать:

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

  • овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

  • развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Метапредметные результаты освоения образовательной программы среднего общего образования по литературе должны отражать:

  1. регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;

2. познавательные УУД:

  • владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

3.коммуникативные УУД:

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Личностные результаты освоения образовательной программы среднего общего образования по литературе должны отражать:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание патриотизма, уважительного отношения к российской и мировой художественной литературе, к культуре разных народов;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Содержание

10 класс

Введение (2 часа). Историко-литературный процесс 19 века.

Становление и развитие реализма в русской литературе (2 часа). Национальное своеобразие и эволюция русского реализма.

Русская литературная критика 2-ой половины 19 века (6 часов). Расстановка общественных сил в 50-60-е годы 19 века. Споры западников и славянофилов. Идейное и творческое размежевание в русской критике. «Эстетическая критика» либеральных западников. «Реальная критика» революционеров-демократов. Общественная и литературно-критическая программа нигилистов. Литературно-критическая программа почвенников.

И.С. Тургенев (8 часов). Художественный мир писателя. Главные идеи цикла «Записки охотника». «Ася» - повесть о трагическом смысле любви. Романы Тургенева 50-х годов («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»), отражение в них общественно-политической полемики. Разрыв с «Современником». «Отцы и дети». Смысл названия романа. Споры о путях спасения России. Полемический пафос произведения. Идея разрыва связи времен. Противоречивость позиции Базарова. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Идейно-эстетическая позиция автора. Своеобразие композиции и функция природы в романе. Портретные характеристики персонажей. Творчество Тургенева в восприятии читателей разных эпох.

Н.Г. Чернышевский (3 часа). Судьба Н.Г. Чернышевского. «Новые люди» в социальной прозе 1860-х годов. Роман «Что делать?», его жанровое своеобразие, композиция произведения, «новые» и «старые» люди, «особенный человек», образ социальной утопии (четвертый сон Веры Павловны). Общественная полемика вокруг романа Чернышевского.

И.А. Гончаров (6 часов). Художественный мир писателя. «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв» как своеобразная трилогия о судьбах родины и русского человека. «Обломов». Место романа в трилогии. Функция экспозиции. Художественное время и пространство в романе. Принцип сюжетной антитезы (Обломов - Штольц, Обломов - Ольга). Переосмысление проблемы любви в романе.

А.Н. Островский (4 часа). Художественный мир драматурга. Особенности типизации, нарицательность образов, мастерство драматически напряженной композиции, живописность языка. «Гроза». Смысл названия (символико-мифологический подтекст). Прием антитезы (Катерина - Кабаниха, Кулигин - Дикой).

Ф.И. Тютчев (3 часа). Художественный мир поэта. Философское откровение как поэтическая формула («Видение»). Космическая тема, восходящая к натурфилософам-любомудрам («Не то, что мните вы, природа.»). Любовь и мотивы разрушения целостности личности («Silentium!»). Драматизм конфликтов любви и гибельность страстей («О, как убийственно мы любим.»). Нарушение гармонии между лирическим героем и природой («Певучесть есть в морских волнах.»).

Н.А. Некрасов (6 часов). Художественный мир поэта. Соотношение гражданственности и искусства («Поэт и гражданин»). Полемика с представителями «Искусства для искусства». Формы народного мышления и элементы народно-поэтической стилистики («Кому на Руси жить хорошо»). Жизнь народа в поэме Некрасова: образы крестьян и помещиков. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова. «Некрасовская школа» в русской поэзии. НРК.

А.А. Фет (3 часа). Художественный мир поэта. Картина мира в лирике Фета («Шепот, робкое дыханье…»). Идея утверждения вечной красоты. Автор и его лирический герой («Одним толчком согнать ладью живую…»).

А.К. Толстой (2 часа). Художественный мир поэта. Идея утверждения любви как высшей ценности в лирике А.К. Толстого («Меня во мраке и пыли…»). Автор и его лирический герой («Двух станов не боец, только гость случайный…»).

М.Е. Салтыков-Щедрин (4 часа). Художественный мир писателя. Сатирические сказки. Эзопов язык. Светлый идеал писателя-сатирика. «История одного города» как антиутопия. Роль гротеска в образной структуре романа. Образ Угрюм-Бурчеева – образ-предупреждение.

Страницы истории западноевропейского романа 19 века (3 часа). Ф. Стендаль. «Красное и черное», «Пармская обитель». О. де Бальзак. «Человеческая комедия», «Евгения Гранде», «Отец Горио». Ч. Диккенс. Рождественские повести. «Домби и сын».

Ф.М. Достоевский (12 часов). Художественный мир писателя. «Преступление и наказание».Социальные и философские корни теории Родиона Раскольникова. Трагические противоречия характера главного героя. Аллегорическая функция снов (сны Раскольникова, Свидригайлова). Идейные и психологические, двойники Раскольникова. Этико-эстетический идеал Достоевского (образ Сони). «Братья Карамазовы». Идейно-философская направленность романа: проблема смысла человеческого бытия, богоборчества, духовного единения людей, возвышенной любви. Композиционная роль «Легенды о Великом Инквизиторе». Особенности поэтики романов Достоевского: психологический гиперболизм, полифоничность художественной структуры, диалогичность, символика. Творчество Достоевского в восприятии читателей разных эпох.

Л.Н. Толстой (16 часов). Художественный мир писателя. «Война и мир». Жанровая специфика. Философско-художественная интерпретация вечных проблем. Символическое значение понятий «война» и «мир». Поиски «мира» и своего места в мире Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Толстовский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева. Выход за пределы обособленного бытия - «мысль народная». Образы героев, бедных человеческим содержанием (Элен, Анатоль, Берг). Смысл противопоставления образов Кутузова и Наполеона. Толстовский закон «текучести» человека. «Диалектика души» и проблема свободной воли в романе. Творчество Толстого в восприятии читателей разных эпох.

Н.С. Лесков (3 часа). Художественный мир писателя. Своеобразие повествовательной манеры. Жанр сказа. «Очарованный странник». Фольклорная интерпретация героя как первопричина его «приговоренности» к подвигам. Влияние былинного эпоса. Иван Флягин - воплощение положительных качеств русского народа.

А.П. Чехов (10 часов). Художественный мир писателя. Жанровое своеобразие прозы А.П. Чехова. Трансформация традиционных тем и образов русской литературы XIX века («Смерть чиновника»). Тема разрушающих личность социальных условностей и предрассудков («Ионыч»). Трагизм социального бытия («Палата №6»). Вопрос о назначении человека («маленькая трилогия»). К Чеховская деталь, формы выражения авторской позиции. Новаторство чеховской драматургии. «Децентрализация» системы персонажей, «бессюжетность» пьес. Символическая функция пейзажа. «Вишневый сад». Своеобразие жанра. Лирико-психологический подтекст. Интерпретация темы разрушения «дворянских гнезд». Утверждение высокого назначения человека, его творческой преобразующей деятельности.

Обзор зарубежной литературы конца 19 – начала 20 века (3 часа). Принципы «новой драмы» в пьесе Г. Ибсена «Кукольный дом» («Нора»). Художественное своеобразие новеллы Г. де Мопассана «Ожерелье». Переосмысление античного мифа в пьесе Б. Шоу «Пигмалион».

НРК. Тема родины в творчестве монгольских поэтов. Монгольская литература от мифов и легенд до современной литературы (2 часа).

Итоговая читательская конференция (2 часа). Гуманистические традиции русской классической литературы.

Резерв (2 часа).

Категория: Литература
15.10.2020 04:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!