СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одарёнными детьми с ОВЗ:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с одарёнными детьми с ОВЗ: В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий, в том числе и одарёнными детьми-инвалидами, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ. Альтернатива такой системы является инклюзивное образование. Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.). Поэтому возможно с некоторыми одарёнными детьми-инвалидами простраивать работу как с детьми нормы. Различие одаренных детей с ОВЗ, в основном, обеспечивается разными, проявлениями интеллектуальных и творческих талантов, особенности их социализации и адаптации. Что заставляет выстраивать собственные индивидуальные образовательные траектории, для каждого ребёнка. Адекватное образование является решающим для адаптации этих детей в современное общество. Нужно также отметить, что по мере развития и получения личностно-ориентированного образования, одарённые дети-инвалиды могут переходить к инклюзивному образованию. На современном этапе особую актуальность приобретает внедрение новых информационных технологий в образование и развитие одаренных школьников с ограниченными возможностями по здоровью в силу их нестандартности и специфической адаптации в общество. Для их успешного обучения может оказаться эффективным создание малых групп с индивидуальной обучающей программой. В соответствии с личностными особенностями одарённые дети-инвалиды нуждаются не только в постоянной педагогической, но и в психологической поддержке. При этом оптимальным может стать трансформация учебной группы в группу учебно-психотерапевтическую, которая могла бы решать ряд задач по психологической и социальной адаптации и реабилитации детей. При этом оптимальной формой работы такой группы может стать система, в которой активную роль, как участники, играют родители. Один из вариантов поддержки и развития одаренных детей-инвалидов это формирование соответствующих групп. В этих группах возможно психо-эмоциональное раскрепощение, и как следствие, - нормальное и адекватное развитие. В сознании таких групп усилена роль новых информационных технологий, которые позволяют участникам раскрыть другие грани личности. В частности, взаимодействие по интересам, знакомства, совместное общее дело и так далее. Такие Интернет-группы позволяют более полно реализовывать потребности данной личности. Использование новых информационных технологий, таких как Интернет-технологии, в создании виртуальной Интернет-группы может явиться пусковым механизмом к развитию одаренных детей-инвалидов с целью их адаптации в общество. Это поможет им востребовать во всей полноте свой интеллектуальный и творческий потенциал и сформировать свой положительный жизненный сценарий. 5. Методические рекомендации по представлению учебной информации в среде Интернет для одаренных детей-инвалидов (Дистанционные школы для одаренных детей и детей инвалидов Альминдеров В.В., Альминдерова А.В. Международный Интеллект-клуб "Глюон", Москва). В предлагаемом проекте учитываются особенности одаренных детей- инвалидов. В связи с этим разработаны специальные методики, удовлетворяющие адекватному их развитию. Для одаренных детей с повышенными интеллектуальными потребностями сформирован учебный материал, способный востребовать интеллектуальный и творческий потенциал такой личности. Основными требованиями к учебно-методическому курсу для одаренных детей-инвалидов является полнота и глубина изучения учебного материала. Это достигается представлением материала стрех разных сторон: (1) теоретическая компонента, (2) практическая компонента (умение решать задачи, включая творческие), (3) лабораторные работы (показывающие навыки, усвоения теоретического материала на практике). Внедрение новых информационных технологий, в частности мультимедийных, в образовательный процесс позволяет снять ограничения по восприятию и освоению учебного материала детей-инвалидов и удовлетворить высоким интеллектуальным потребностям одаренных детей. Более того, наличие "интеллектуальной паутинки" создает все необходимы условия для адекватного развития любой личности в не зависимости его интеллектуального или физического статуса, способствующая его социализации в общество. Формирование среды в Интернет для организации обучения одаренных детей-инвалидов Для гармонического и устойчивого развития одаренных детей-инвалидов, особенно в сенситивный период (школьный период), важным является общение со сверстниками, с себя подобными, а это оказывается затруднительным в силу специфики развития таких детей. 2-5 процентная выборка в классе, состоящий из 30-40 человек, "приводит" к появлению одного, в лучшем случае, двух одаренных школьников, которые при этом могут проявлять и различную одаренность, темпы развития и социальную адаптацию. Малочисленность одаренных детей-инвалидов и их индивидуальная эволюция развития не способствуют адекватной социализации и адаптации одаренных детей-инвалидов. Использование Интернет-технологий позволяет "снять" проблему общения и образования одаренных детей и детей-инвалидов. Речь идет о создании Интернет-сообщества для одаренных детей инвалидов. Предлагается разработать среду под названием "Интеллектуальная паутинка". "Интеллектуальная паутинка" позволяет одаренным детям-инвалидам, проявляющим интерес к фундаментальным наукам - Физике и Математике - не только общаться со своими сверстниками, но и развиваться и образовываться независимо от их географической принадлежности. "Интеллектуальная паутинка" - это аналог известной сети World Wide Web, только со своим специфическим наполнением, касающегося содержания. Все системные и технические требования "Интеллектуальной паутинки" удовлетворяют потребности одаренных детей-инвалидов, что позволяет им раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал и адекватно социально адаптироваться в общество. Создаваемая "Интеллектуальная паутинка" позволит: сформировать в процессе эксплуатации базу данных по одаренным детям-инвалидам в географически удаленных районах России; включить одаренного ребенка-инвалида в работу регионального центра (РЦ), ближайшего от места проживания; расширить "живое" общение со специалистами РЦ и сверстниками; организовать индивидуальную траекторию образования и развития, включая оценку его развития кураторами РЦ; участвовать в программах поддержки одаренных детей-инвалидов как в регионах, так и в России в целом; организовать временные творческие коллективы, куда помимо школьников входят учителя, студенты, аспиранты и ученые, для решения учебно-исследовательских задач; Через "Интеллектуальную паутинку" одаренные дети-инвалиды могут участвовать в индивидуальных образовательных программах: Олимпиады (районные, городские, региональные, российские) Конференции юных ученых Фестивали Мастер-классы и др. Организованные через "Интеллектуальную паутинку" различные интеллектуальные конкурсы позволяют провести мониторинг одаренности различного вида и сформировать интеллектуальные сообщества по интересам. Например, есть дети, которые охотно участвуют в различных видах интеллектуальных соревнований (олимпиадах, турнирах и др.). Это, условно, "академически" одаренные школьники. Другой тип - "креативные" дети, которые охотно участвуют в исследовательских проектах. "Интеллектуальная паутинка" позволяет через свою систему сформировать виртуальную социо-культурную среду для образования и развития одаренных детей-инвалидов и находить человеческие контакты. В частности, она может предложить специальные программы для детей-инвалидов - программы для слабослышащих, программы для слабовидящих и др. Интернет-преподаватель через "Интеллектуальную паутинку" может участвовать в обсуждении проблем одаренных детей-инвалидов через постоянно действующие семинары "Интеллектуальная и творческая одаренность. Междисциплинарный подход" и "Особенности образования детей-инвалидов", включая теле- и видеоконференции, где вместе с педагогами, медиками и учеными разных специальностей обсуждаются и вырабатываются научно-обоснованные методики работы с одаренными детьми-инвалидами. Например, уже разработаны методики, связанные с образованием одаренных школьников-инвалидов. Также предполагается путем опроса и анализа пользователей методик сформировать рейтинг лучших и результативных методик для последующего их распространения. "Интеллектуальная паутинка" будет включать собственные научно-образовательный сайты - "Обучение детей-инвалидов" и "Обучение одаренных детей-инвалидов". На этих сайтах, объединенных в единый образовательный портал, ученные и специалисты могут публиковать свои статьи, размышления на актуальные темы науки и жизни. Портал должен использовать интерактивные средства обучения и работы. Он позиционируется для использования как учениками, так и преподавателями. При этом портал обеспечивает не только прямой способ подачи образовательного материала, но и позволяет формировать материал, исходя из полученной информации по обратной связи.

27.01.2021 14:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!