СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа со словарём. (английский язык)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа со словарём. Виды словарных тетрадей

Введение

«…словарь — это не только продукт национальной культуры,

сокровищница языка.

Многие словари служат могучим орудием

повышения речевой культуры,

наиболее действенным средством проведения целенаправленной

и научно обоснованной языковой политики»

К. С. Горбачевич

В наше время остро возрастает необходимость знания иностранных языков. Английский язык стал языком литературы, образования, современной музыки, международного туризма. В современном информационном мире возрастает потребность в овладении английским языком. Следовательно, прежде всего, должен повышаться словарный запас на иностранном языке у молодого поколения.

Актуальность проблемы: при изучении английского языка в школе необходимо научить школьников управлять иноязычной лексикой, чтобы они могли видеть эффективность учебного процесса и использовать пройденный лексический материал в повседневной жизни. Изучение иностранного языка –длительный процесс, который отнимает много времени и терпения. Общение на иностранном языке, несомненно, требует наличия хорошего словарного запаса.

Современная молодежь страдает бедным словарным запасом, неумением строить логические высказывания, частым использованием ненормативной и жаргонной лексики на родном языке. Уровень владения иностранным языком тем более оставляет желать лучшего.

Данная тема не освещается в учебниках английского языка, поэтому в работе проанализируем роль словарей и попробуем доказать, что грамотное ведение личного словаря способствует расширению словарного запаса.

Причины, побудившие к изучению данной проблемы, позволили сформулировать цель: исследование роли словарей в изучении английского языка.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  • узнать историю появления словарей;
  • познакомиться с разными типами словарей;
  • выявление практической ценности словаря;

  • выбрать лучший и самый эффективный способ ведения словаря.

Исходя из поставленных целей, можно выделить объект исследовательской работы - английские словари. Предметом является ведение личного словаря как условие эффективного расширения словарного запаса.

История появления словарей

Существует множество различных способов пополнения словарного запаса.

Знание и владение большим количеством слов по разным темам необходимо постоянно пополнять. Поэтому очень важно правильно организовать работу с новыми словами. Имеются разные точки зрения по поводу ведения словарей. Раньше это было обязательным, а в наше время мы практически не ведём словари на уроках английского языка. Кто же прав? Проблема неоднозначности мнения о личных словарях и привлекла нас к теме ведения словарей изучающими иностранный язык, как теме, имеющей связь с жизнью и человеческими потребностями.

Как же появились словари? Создание словарей - задача особой отрасли лингвистической науки лексикографии. Более тысячи лет тому назад в языке насчитывалось всего несколько десятков тысяч слов.

Книги на Руси писались и многократно переписывались от руки. Часто случалось так, что монах-переписчик встречал неизвестные ему слова. Чтобы сэкономить время, монах записывал найденные в других книгах объяснения неизвестных слов на полях рукописной книги или между строчками текста. Подобные разъяснения непонятных слов прямо в тексте специалисты назвали глоссами (от греч. glossa - устарелое слово, требующее объяснения). Постепенно язык развивался и обогащался новыми словами. Все больше глосс появлялось на полях и страницах рукописных книг. Это сильно затрудняло чтение основного текста и привело к мысли о создании толковых книг, а потом и первых древнерусских словарей-глоссариев, в которые включались неизвестные и малопонятные читателю слова с объяснениями.

Первые словарные опыты на Руси известны с ХШ в. Это небольшие списки слов с толкованиями, объяснениями и переводами, которыми переводчики и переписчики снабжали древние рукописи.

Первый словарь появился в Китае, а первым русским словарем принято считать Азбуковник, помещенный в списке Кормчей книги 1282 года и содержащий 174 слова.

Первыми печатными словарями у восточных славян были "Лексис" Лаврентия Зизания Тустановского и "Лексикон славянороссийский и имен толкования" Памвы Берынды, вышедший в 1627 г. в Киеве. Автор последнего словаря обобщил опыт многовековой традиции глоссирования непонятных слов. Составление этого словаря является поистине научным подвигом автора.

В Петровскую эпоху в России была продолжена работа по созданию словарей. В 1704 г. в Москве выходит "Лексикон" Федора Поликарпова. Шеститомный словарь Академии Российской, выпущенный в 1789—1994 г.г. и переизданный позже, открыл традицию нормативных толковых словарей русского языка. Вторая половина XIX в. подарила миру знаменитый "Толковый словарь живого великорусского языка" В.И. Даля.

Положение в нашей лексикографии резко меняется после Великой Октябрьской социалистической революции. За сравнительно короткое время вышел четырёхтомный словарь под редакцией проф. Д. Н. Ушакова, однотомный словарь С.И. Ожегова; в 1965 г. было завершено издание семнадцатитомного «Словаря современного русского литературного языка» Академии наук. Словарь В. Даля был переиздан и кроме того, создан полный словарь иностранных слов, вошедших в русский язык, изданы словари синонимов и ряд других.

Словари как средство обучения

Словари выполняют такие социальные функции как: информативную, поскольку позволяют кратчайшим способом – через обозначения – приобщиться к накопленному поколениями опыту и знаниям, коммуникативную, давая читателям, необходимые слова родного и чужого языка, и нормативную, так как в словарях фиксируются значения и употребления слов нормативного литературного языка. Словари способствуют совершенствованию языка как средства общения, поскольку лексикографы наряду с лексикологами исследуют изменения словарного состава языка, отмечая любые тенденции к изменению и давая соответствующие рекомендации.

Таким образом, с одной стороны, у учащихся старших классов при изучении английского языка есть потребность и необходимость в работе со словарями и справочной литературой.

С другой стороны, в настоящее время на прилавках магазинов появилось множество англо-английских и англо-русских словарей, как российских издательств, так и британских, которые «гарантируют» отличное знание языка при их использовании, стали доступны также и электронные словари. Нужно ли приобретать все появляющиеся и рекламируемые словари? Если нет, то каким из имеющихся в библиотеках пользоваться? Если да, то какой приобрести? Насколько они информативны и полезны? Существует ли «универсальный» словарь, который удовлетворял бы все запросы и потребности учащегося и был доступен и в финансовом отношении для приобретения, поскольку пользоваться словарями библиотек не всегда удобно (так как словарь необходим очень часто при подготовке к уроку)? Так как же среди такого разнообразия имеющихся и доступных словарей определить, какой словарь действительно поможет учащемуся старших классов при подготовке к учебному занятию по английскому языку и будет способствовать повышению его образовательного уровня, расширению лексического запаса и кругозора?

Известно, что среди важнейших элементов, обеспечивающих и обусловливающих эффективность обучения иностранному языку (ИЯ), одно из первых мест принадлежит средствам обучения. Количество и характер средств обучения, использующихся в практике преподавания английского языка, свидетельствуют об их разнообразии и даже обилии. Средства обучения призваны оказывать помощь обучающимся при восприятии, запоминании нового материала, при его тренировке. В то время как учебная автономия предлагает выбор не только того, как следует учиться, но и того, что и когда надо учить для достижения поставленной для себя цели. Для овладения иностранным языком важную роль играет лексика. Совокупность слов какого – либо языка составляет лексику. Лексика как ведущий компонент речевого общения выступает в речи во взаимодействии с грамматикой и фонетикой. С помощью лексики можно передать все богатство мыслей и чувств человека. Лексика должна усваиваться в системе, что связано со свойствами человеческого мозга запоминать логически организованный материал, анализировать, синтезировать и обобщать. Из всего сказанного вытекает необходимость прочного усвоения словаря, которое предполагает выполнение словарной работы. Работа с учебными словарями на уроках английского языка направлена на обогащение словарного запаса учащихся. Она обеспечивает богатство словаря на английском языке как одного из признаков их общего развития. Поэтому очень важно научить учащихся пользоваться словарями для овладения английском языком. Работа со словарем вырабатывает у учащихся потребность к самостоятельному и творческому поиску слов, необходимых для речевой деятельности, и значительно расширяет сведения о лексическом богатстве изучаемого (английского) языка. А также это наиболее индивидуализированный и самостоятельный вид учебной деятельности учащихся, цель этой работы является систематическое пополнение словарного запаса учащихся. Словарь - это собрание слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или с переводом значений слов с одного языка на другой. Роль словарей в современном мире велика. Общая функция всех словарей - фиксация, систематизация, накопление и хранение знаний. Существуют различные типы словарей в английском языке: переводные, монолингвистические, словари современного языка, технические и специальные. На уроках английского языка начинается знакомство с главными принципами работы с двуязычными переводными словарями, без которых невозможно изучение любого языка. Уметь работать со словарем очень важно, особенно если речь идет о чтении и переводе текстов. Также является важным развивать умение искать нужную лексическую единицу в словаре достаточно быстро. Поэтому эффективность работы со словарем зависит от того, насколько твердо ученик знает английский алфавит, с которым учащиеся знакомятся в первый год обучения английскому языку. Большинство обучающихся иностранному языку «не воспринимают словарь, даже двуязычный, как действенное средство обучения. Они считают словарь хранилищем значений слов, а не средством повышения уровня владения языком». Вместе с тем, очевидно, что формирование необходимого уровня учебной автономии невозможно без сформированных навыков использования словарей. Искусство работы с разными типами словарей может пригодиться не только в процессе овладения ИЯ, но и для решения различных по сложности коммуникативных, академических или профессиональных задач на любом языке, в том числе и на родно. Задача каждого учителя английского языка является выработать у учащихся потребность постоянно обращаться к словарям, как на уроках, так и при самостоятельном выполнении заданий. Между тем, в практике словари ещё не стали настоятельной необходимостью как обязательный учебный материал. Работа со словарем должна быть направлена на систематизацию усваиваемой лексики и активное использование её в устной и письменной речи. При работе со словарем важную роль играют типы словарей. На современном этапе развития словарного дела происходит изменение многих жанров словарей и усиление их учебной ориентации. Так, учебный словарь может быть использован не просто как справочный материал, но и как самостоятельное учебное пособие по развитию всех видов речевой деятельности и формированию коммуникативной компетенции. Достичь подлинной автономии можно только в случае наличия соответствующей подготовки обучающихся, т.е. необходимо научить их пользоваться словарем, знать структуру и типы словарей. Нужно помнить, что в учебниках необходимо предлагать задания, связанные с работой со словарем. Предложенные задания не исчерпывают все возможные ситуации использования словарей на уроке и в процессе самостоятельной работы по языку. Задания и упражнения к словарям могут быть самыми разнообразными, но необходимо разумно дозировать эти задания и помнить, что умение грамотно пользоваться словарем – это сложное, многокомпонентное умение и формировать его надо поэтапно и последовательно. Таким образом, обучающиеся не только познакомятся с различными типами словарей, но и научатся ориентироваться в сложной системе их построения, избегать языковых и речевых ошибок, корректировать свою речь с их помощью. Одной из главнейших задач обучения является воспитание независимых пользователей, способных «учиться» и «думать», а не просто «учить». Умение эффективно пользоваться словарем – это показатель готовности к саморазвитию, показатель языковой зрелости и залог языковой грамотности.

Виды словарных тетрадей

Типичный школьный словарь

Содержит в себе всего 2 столбца: первый - для языка оригинала, второй - для изучаемого языка (английского). Такой словарь превращается в склад «ненужных вещей», если серьёзно заниматься языком: не просто читать тексты на английском, смотреть фильмы, делать упражнения и т.д. Типичный английский словарь в школе выглядит следующим образом: 1 - й столбец – английское слово, 2-й – транскрипция, 3-й столбец – перевод слова на русский язык. Чтобы процесс запоминания слов доставлял удовольствие, его нужно превратить в творчество. Слова очень трудно качественно запомнить без регулярного повторения. Как говорится, теория без практики мертва. А для того, чтобы их можно было регулярно повторять, необходимо использовать удобную форму записи.

Оригинальный английский словарь

Состоит из 4 столбцов. В 1-м столбце – лексическая единица (слово, словосочетание) изучаемого языка (английского), которое необходимо запомнить и впоследствии использовать в разговорном английском (письменном или устном). Во 2-м столбце – транскрипция (столбец не совсем бесполезный, особенно на ранних стадиях изучения языка). В 3-ем столбце – значения ЛЕ. В 4-м столбце – примеры. Под примером понимается некая фраза, высказывание, которое «обыгрывает» значение изучаемого слова. В этом случае получается четырёх-, а то и пятикратное обращение к словарной единице, множество побочных просмотренных слов и положительные эмоции от творческого процесса.

Тематический словарь

Представляет собой тетрадь или блокнот для записи будущего словарного запаса. Такую тетрадь нужно сразу же разбить по темам, например, погода. работа, одежда и т.д. На каждое слово отвести страницу. Написать само слово и его перевод на русский язык. Если слово имеет несколько значений, желательно написать 3-4 разных. Транскрипция – по желанию. Несколько примеров употребления этого слова в предложении, причём записать хотя бы по одному примеру на каждое записанное определение слова. Синонимы и антонимы к слову, идиомы, картинки – по желанию.

Словарь по индивидуальному заказу

Со временем появятся новые типы словарей. Большие надежды в словарном деле возлагается на компьютеры, которые способны накапливать огромный объем информации о словах и по заданным критериям печатать списки слов или их составных частей. Через несколько лет станет возможным производство словарей по индивидуальным заказам-заявкам, т.е. произойдет качественный скачок в практической лексикографии, и словари смогут ответить на все вопросы читателя.

Заключение

Работа со словарями в школе должна проходить двояко. Во-первых, это работа непосредственно со словарями, изданными специально для школы, имеющимися на руках у учащихся или в школьной библиотеке. Во-вторых, работа в школе может проводиться со словарями общего типа: в зависимости от конкретных условий, от уровня развития класса учитель подбирает по этим словарям необходимый дидактический материал, составляет посильные для учащихся задания по приведенным образцам. Потенциальные возможности работы со словарями в школе огромны, вот почему методика использования словарей в учебном процессе чрезвычайно важна. Использование школьных лингвистических словарей, а также других типов словарей на уроках языка и во внеурочное время повышает интерес школьников к изучаемым лингвистическим явлениям, а также способствует всестороннему развитию личности школьника.

Почему правильное ведение словаря действительно важно? Потому что от этого зависит качество обучения и эффективность запоминания новых слов. Очень важно иметь творческий подход к работе с иноязычной лексикой и созданию словарных тетрадей. Только заинтересованная, креативная работа со словами поможет научиться стилистически и грамматически правильно управлять словарным запасом изучаемого языка.

Словари и справочники – постоянные спутники нашей жизни, служащие нам для расширения знаний и повышения языковой культуры. Их заслуженно называют спутниками цивилизации. Словари – это поистине неисчерпаемая сокровищница национального языка, а так же это и инструмент познания, и интеллектуальный путеводитель, и просто увлекательное чтение. Привычка пользоваться словарями – одна из самых полезных среди тех, которые может приобрести человек, получающий серьезное образование.

Список литературы

  1. Абдукадырова, Т.Т. Учебное пособие по методике преподавания английского языка для студентов III курса факультета иностранных языков / Т.Т. Абдукадырова. – 2015 г.
  2. Иванча, А.В. Лексикография английского языка: учебное пособие / А.В. Иванча. – Саррантов: Сарат. гос. ун-т, 2012 – 64 с.
  3. Мильруд, Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учеб. пособие для вузов/ Р.П. Мильруд. – М.: Дрофа, 2005. – 253с.
  4. Синельников, А. П. Психология обучения иностранным языкам/ А.П. Синельников. — М.: Изд. группа «Основа», 2009. — 128 c.

08.02.2023 23:32


Рекомендуем курсы ПК и ПП