СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа в группах как средство формирования познавательных интересов на уроках физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ум – хорошо, а два – лучше».

Народная мудрость.

Любой учитель, стремится воспитать ученика умеющего учиться. Стремиться обучить детей умению спросить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Одной из организационных форм обучения в ФГОС является групповая (парная) система обучения. Групповая деятельность предполагает вместо традиционной формулы обучения «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК» более сложное соотношение: «УЧИТЕЛЬ-КОЛЛЕКТИВ-УЧЕНИК». В основу метода учебного сотрудничества лежит совместная деятельность, поиск разнообразных видов взаимодействия: работа в малых группах, бригадах, парах.

Задача воспитания: учить умению сотрудничать и работать в группе и паре, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему

  1. Основные противопоказания при организации групповой работы.
  1. Недопустима пара из двух слабых учеников.
  2. Учащиеся, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе ( а завтра стоит им предложить снова сесть вместе).
  3. Если кто – то пожелал работать в одиночку, не стоит ему запрещать.
  4. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос.
  5. Для того, чтобы групповая работа давала желаемый развивающий эффект, учителю необходимо отслеживать перераспределение ролей между учащимися.

Групповая форма деятельности универсальна.

Её можно использовать на всех этапах урока:

А) при проверке домашнего задания

1)Большой интерес у учащихся вызывает взаимный опрос. Например: методика опроса по рядам. Один ряд задает вопросы по данной теме другому ряду (по собственному выбору, причем какой ряд будет отвечать, решается на уроке), О проведении такого опроса я предупреждаю учащихся заранее. Такая методика опроса очень нравиться учащимся 7-9 классов и называется в каждом классе по-разному, например: «Игра в дознавателей», «Эстафета», «Спроси товарища», «Судьи и обвиняемые» и так далее. Количество вопросов должно совпадать с числом учащихся 2 ряда ( один вопрос по заданному параграфу – два вопроса на повторение данной темы). Необходимо заранее выбрать координатора ( либо я его назначаю, либо сами учащиеся). Координатор следит за количеством вопросов и за тем, чтобы вопросы не повторялись. Он же предоставляет мне отпечатанный вариант вопросов, тем самым создавая мне копилку вопросов по определенной тематике. Отвечающие понимают, что каждый из их ряда будет отвечать и даже слабые учащиеся стараются выучить материал, в противном случае, этот ряд теряет право быть «дознавателем» на следующих уроках. В случае с затруднением ответа на вопрос отвечает тот, кто его задал. Учащиеся с полной ответственностью относятся к придумыванию вопросов. Качество предлагаемых вопросов улучшается от урока к уроку. При проведении такого опроса оценку получает координатор и отвечающие, все остальные получают бонусные баллы, которые могут использовать по своему усмотрению. Такую групповую работу можно проводить часто.

2) Экспериментальные домашние задания (проведение опыта лучше проводить парами).

Проведя дома эксперимент ученики учатся самостоятельно мыслить, развивать свои практические навыки, повышается интерес к предмету физика.

3) Для старших классов, одной из интересных форм проверки домашнего задания может быть создание рецензия параграфа учебника. Эта рецензия составляется дома двумя группами (по 4 человека) по желанию, а на уроках зачитывается и обсуждается всем классом. За удачную рецензию, по мнению всего класса, одна из групп получает одинаковые хорошие оценки. Другой группе можно поставить бонус или ввести в минус, если работа была выполнена не качественно. Причем решение об оценках и бонусах принимает класс и практика показала, относятся они к оцениванию очень серьезно.

Схема рецензии:

  1. Краткий перечень основных вопросов параграфа
  2. Характеристика метода изложения этих вопросов
  3. Положительные и отрицательные стороны изложения
  4. Степень доступности материала
  5. Сравнение качества изложения материала в учебнике и научно-популярной книге ( что приветствуется) или интернет- ресурсах

При написании таких рецензий развивается речь учащихся, воспитывается самостоятельность мышления и умение глубже вникать в изложенный материал, повышает познавательный интерес к предмету. Для меня же такие рецензии дают информацию о слабых местах в знаниях и умениях учащихся, позволяют выяснить те моменты которые остались непонятыми.

Б) При изучении нового материала

Такая работа может вестись в трех направлениях:

  1. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке с учебником и другой литературой
  2. Подготовка к проведению уроков-семинаров, уроков-монтажей или уроков – конференций

В 11 классе, когда учащиеся определились с выборов экзамена по выбору и подготовкой к ЕГЭ и интерес к другим предметам резко падает, для повышения эффективности обучения можно использовать уроки-конференции. Можно их проводить в сдвоенных классах, можно с привлечением другого учителя-предметника, например учителя биологии или химии.

Пример: урок в 11 классе по теме: Радиоактивность. Биологическое действие радиоактивных излучений».

Форма урока – конференция представителей различных лабораторий научно-исследовательского центра. Каждая группа-лаборатория имеет свое название: «Биологи», «Историки», «Литераторы», «Физики». Представители лабораторий по очереди выступают с докладами и презентациями или видеофильмами ( заранее устанавливается лимит времени), которые становятся предметом обсуждения остальных участников конференции. Поскольку материал новый, многие сведения, излагаемые на уроке вызывает большой интерес у учащихся.

«Физики» рассказали о применении ядерной энергетики

«Химики» - о существовании радиоактивных изотопах

«Историки» - авариях на атомных электростанциях

«Биологи» - о воздействии радиации

«Литераторы» - собирают разные интересные факты (например: согласно исследованиям, которые провела группа американских ученых, природный антиоксидант ресвератрол, который содержится в красном вине и фруктах, способен препятствовать некоторым повреждениям, которые вызывает радиационное излучение и т.д.)

Критерии оценки:

  • выступает вся группа, четкий логичный рассказ, удачная презентация, приводятся примеры, выделяется текст для записи - 5
  • вся группа, четкий логичный рассказ, приводятся примеры - 4
  • выступает вся группа, неточности в рассказе– 3

Необычная форма проведения урока делает коллективную познавательную деятельность учащихся активной и творческой. Стимулирует их самостоятельность, интерес к самому процессу деятельности.

Очень интересно прошел дополнительный урок, посвященный ученым- лауреатам Нобелевской премии.

План доклада об учёном

1. Данные об учёном (годы жизни, место рождения, социальное происхождение).

2. Факты жизнедеятельности (детство, годы учёбы, увлечения).

3. Мировоззрение, гражданские, политические, личностные качества.

4. Вклад в развитие физики

В) При закрепление материала

Решение задач возможно в парах. В процессе решения ученики обсуждают его между собой, что так же способствует улучшению качества знаний.

Но интереснее происходит работа в группах по 4 -6 человек. Сам класс преображается в подобие круглого стола. Где ребенок видит своих одноклассников. Имеет возможность посовещаться или помочь слабому товарищу при выполнении задания выполняя при этом функции учителя. Доклад. Кроссворд. Подготовить доклад к уроку или кроссворд по заданной теме поручается обычно паре. Если ученик готовит доклад самостоятельно, зачастую он просто скачивает текст из Интернета, а потом озвучивает этот текст, работа в паре дает возможность творческого подхода к поставленной задаче.

Г) при проведении практических работ.

Роль учителя. Учитель является не информатором, а организатором, координатором, консультантом, как для учащихся внутри одной группы, так и между группами.

ВЫВОД: групповая формы деятельности развивает коммуникативные навыки, толерантность, организаторские способности, информационные навыки, дает развитие мышления, формирование рефлексии, способствует повышению интереса учащихся к предмету.

Категория: Физика
04.11.2015 02:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!