СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Размышления о диалогическом обучении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Размышления о диалогическом обучении

Сейтманбетова Жаркен Абилкаировна

учитель физики СШ №14 г. Актобе

Прогресс невозможен без изменений,

а тот, кто не может изменить

свою точку зрения,

не может изменить ничего.

Джордж Бернард Шоу.

В процессе обучения диалог занимает важное место. Все мы знаем, что главным орудием учителя является слово. Это подтверждается мнением Выготского о речи как о главном инструменте обучения. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении [1;155]. Ведь, диалог – это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной, принимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются.

Диалог возникает тогда, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «моё мнение», «мне хочется добавить», «моя точка зрения». Целью диалога является формирование межличностного взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизни ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.

В своей практике я убедилась, что диалоговое обучения занимает ведущее место в процессе современного обучения. Я поняла, что этот метод наиболее эффективно применять при работе в группах. Ведь при такой организации работы все учащиеся будут вовлечены в процесс обучения. При такой работе каждый ученик может внести вклад в работу группы и учащиеся активно обмениваются мнениями, ведь нет учителя который сказал бы что ответ или предложение не правильно. Это особенно эффективно для детей, которые считают, что лучше вообще не отвечать, чем ответить неправильно. Причем это происходит в атмосфере доброжелательности, взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества.

В диалогическом обучении диалог происходит не только между учащимися, но и между учителем и учеником, между учителем и группой и конечно же между группами. В работе роль учителя не только задавать вопросов ученикам, но научить учащихся самостоятельно изучать учебный материал.

Во время практики на каждом уроке и на каждом его этапе я использовала диалогическое обучение, т.е. разные виды диалога.

Учитывая сложность, преподаваемого мной предмета и уровень знаний своих учеников на уроках я старалась применять диалоговое обучение на всех этапах урока. Конечно же, в ходе диалога ученики учатся критически мыслить. Диалоговое обучение я применяла, на ряду, с обучением критического мышления в стратегиях «Ажурная пила», «Аквариум», где отчетливо выявлялись все виды диалога применяемых на уроке. При диалоге класса с учителем, я показывала эксперимент, давала направления, путем задавая наводящих вопросов и озвучивала проблемный вопрос, который они должны были обсудить в группах и прийти к ответу. Конечно же, во время обсуждения они пользовались учебниками и дополнительными материалами. Например, тема «Условия плавания тел», я показала эксперимент. (Взяла две банки, где в одной вода соленая, а в другой питьевая. В каждую из них я положила сырые картошку и яйцо. В банке с соленой водой эти предметы не тонут, а в питьевой идут на дно). До этого они знали что со стороны жидкости на тело действует выталкивающая сила, т.е. Архимедова сила, а в направлении сверху вниз на тело сила тяжести. Я напоминаю им об этом и они смотря на эксперимент и опираясь на свои знания должны прийти к правильному выводу. Класс разделен на три группы и каждая из них рассматривает условия плавания тел. Первая группа когда тела тонут в жидкости, вторая плавают в жидкости и всплывают на поверхность жидкости. При закреплений темы, особенно при объяснений пропорциональности величин, если ученик затрудняется ответить на вопрос, я задаю ему наводящие вопросы, тем самым устанавливаю диалог между отдельным учеником и учителем. Например, работа равна сила тяжести умноженная на перемещение. Наводящие вопросы, как мы узнаем что тело совершило работу оно должно перемещаться, чем больше перемещение тем больше работа или сила тяжести равна масса умноженное на ускорение свободного падения (постоянная величина) чем больше масса, тем больше сила тяжести, чем больше сила тяжести тем больше совершаемая работа. Или кто больше совершает работу в одно и в то же время взрослый человек или ребенок. Почему? На уроках решения задач: метод «Скорая помощь». Ученик, который справился со всеми заданиями, помогает учащимся своего ряда. Здесь устанавливается диалог ученик и ученик. Применяя стратегию «Ажурная пила» я класс делится на три группы по пять человек. Заходит почтальон с конвертом и вручает его учителю. Учитель открывает конверт и демонстрирует пять вопросов. Ранее класс делился с помощью карточек и в каждой карточке были цифры от одного до пяти. Класс опять делится на пять групп и каждая группа обсуждает вопрос. После обсуждения все опять возвращаются в свои группы и происходит взаимообучение. Ведь в группах собирается пять учащихся, которые готовились на пять разных вопросов. В конце урока все группы пишут ответ на письмо. На этих уроке проводился диалог «Ученик – группа», «группа – группа», «группа – учитель» и «учитель – ученик». При работе в группах и решении задач используется диалог «ученик – ученик».

И, конечно же наблюдая за учащимися, я заметила, что при данной форме работы хотя и не сразу, но все же стали говорить все учащиеся. Если в начале практики некоторых детей активные учащиеся заставляли выйти и рассказать один абзац или группы не задавали вопросы друг другу и в конце урока спрашивали у меня непонятные моменты то, после нескольких уроков все учащиеся старались выходить и высказывать свою точку зрения, а группы активно задавали друг другу вопросы. Даже те, у которых очень слабые знания по предмету. Заговорили те, которые всегда старались отмалчиваться, прятаться за спины своих товарищей. Но все же они научились работать в группах. Приятно наблюдать за тем, как учащиеся сплоченно работают в группе, как приходят на помощь товарищу в ответе на вопросы и как отмечают и оценивают даже самую незначительную работу члена своей группы. И поэтому хочется отметить, что диалоговое обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное — оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. И еще - использование диалогового обучения в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности. Ведь даже работая в разных группах они стараются показать себя.

Анализируя, обученность учащихся, я прихожу к выводу что, диалогическое обучение дает положительные результаты. Уровень обученности учащихся растет, и это меня, как учителя, очень радует. Из практики я поняла, что меняя формы и методы работы, можно добиться изменения отношения учащихся к предмету, качество знаний по предмету в положительную сторону. Мне удалось создать благоприятный климат в классе, ученики активно участвовали в обсуждении тем и вопросов, с удовольствием высказывали и отстаивали свою точку зрения, развили свою самостоятельность, стали более серьезными. Усвоение материала стало более результативным осознанным.

Современному обществу нужна личность с высоким уровнем развития и культуры.

А готовит такую личность, несомненно, школа, т.е. учитель. Ведь все знания, умения и навыки ученика формируются именно в школе. Поэтому еще необходимо много работать над всесторонним развитием детей. И я думаю, что в этом немалую роль играет технология диалогического обучения. Ведь развитие речи, умение вести диалог это тоже очень важный фактор в развитии личности.

Использованная литература:

Руководство для учителя. 2012 г. Стр. 155

Категория: Физика
06.12.2015 20:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!