СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Размышления о казахстанском образовании
Казахстанское образование переживает необычайно сложные времена. Международные исследования школьного образования (TIMSS, РISA, РIRLS) выявили довольно низкий уровень способности казахстанских учащихся к решению учебных и жизненных задач (жизненные навыки, компетенции): по математической грамотности 53 позиция, естественнонаучной- 58, грамотности чтения – 59.
Реформа школьного образования РК прежде всего предусматривает
изменение цели образования: формирование у учащихся компетенций, то есть способности решения учебных и жизненных проблем на основе полученных знаний, умений, навыков;
обновление содержания образования;
изменение структуры школы.
Как и любое пореформенное время, образование Казахстана испытывает массу проблем. Почему-то изменения начинают не с научно-методической базы, не с реорганизации образования, а с исполнителей. При этом ожидается от учителя-практика ещё и научной деятельности, креативности, изменения сложившихся стереотипов. А он вынужден мучиться с несовершенными учебниками, создавать собственные программы, измерители, заниматься саморекламой, хотя многие с трудом просто приспосабливаются к непростой работе в школе.
Парадоксы переходного периода: с одной стороны требуют свободы творчества, а с другой жёстко проверяют выполнение программ; допускаются к изданию учебники, но не разрешается их планомерное использование; требуют развивать обобщённые способы решения задач, чему действительно способствуют новые технологии, а проверяют усвоение конкретных понятий, ЗУНы. На первый план выдвигается развитие мыслительной деятельности. Только если у большей половины детей мыслительная деятельность недостаточно развита для усвоения данной темы, то единственный способ его научить – хотя бы натаскать. Ведь проверять будут не то, насколько у него эта деятельность развилась, а базовый уровень ЗУНов. Необходимо оценивать степень индивидуального продвижения в режиме саморазвития, т. к. у всех детей разная обучаемость. Новые результаты образования должны подвергаться новой оценке. Очевидно несоответствие требуемых типов действий и проверяемых навыков. Прежде всего, надо создать новую систему проверки личностного развития ученика и учителя сами захотят использовать новейшие технологии, действительно учить детей учиться.
Со всех трибун говорят о необходимости рассматривать педагогическую деятельность как поддержку саморазвития, сотрудничества, глубинного общения, взаимного понимания и принятия, но при этом не меняют кардинально систему образования, не изменяется система оценки эффективности деятельности учителя. Ни ученик, ни учитель не стали полноправными субъектами своей деятельности. Их деятельность по содержанию, формам и методам им навязывают сверху донизу! Знания, которые им «прививают», не становятся их личностным знанием.
Сейчас на ребёнка обрушивается огромный поток информации и задача школы не загрузить дополнительной информацией. А побудить ребёнка отрефлексировать происходящее в его жизни. Без самостоятельной, искренней рефлексии, без мотивации самого ребёнка нет ни его обучения, ни его воспитания. Надеюсь, что это будет когда-то возможным в новой школе Казахстана.
© 2015, Барзенкова Любовь Анатольевна 524