СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка системы тестов по предмету «Изобразительное искусство» для обучения и контроля учащихся 6-х классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время оптимальным средством проверки знаний, умений и навыков учащихся считают тест:

  1. он позволяет более рационально использовать время, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала;
  2. каждый старшеклассник сталкивается с необходимостью сдачи нескольких выпускных экзаменов на основе ЕГЭ с использованием технологии централизованного тестирования, поэтому требуется предварительная подготовка, при этом определенную часть работы желательно провести заранее, отрабатывая отдельные этапы в условиях не столь эмоционально напряженных;
  3. сейчас возрастает роль дистанционного обучения, где также все больше применяется форма контроля уровня обученности ученика в виде теста.

С введение обязательного Единого Государственного Экзамена появилась необходимость начать подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ уже с 6 класса. В первую очередь дети должны привыкнуть к тестовой форме контроля.

Сначала на уроках кадетам прививаются навыки культуры тестирования, умения выполнять тестовые задания. Ученику обязательно даются следующие инструкции: нужно пробежать глазами весь текст, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся; внимательно прочитай вопрос до конца и пойми его смысл; если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти и отметь, чтобы потом к нему вернуться; если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, положись на свою интуицию и укажи наиболее вероятный ответ; постарайся избежать исправлений; многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключить тот, который явно не подходит; оставь время для проверки работы; угадывай, если не уверен в выборе ответа; стремись выполнить все задание.

Для выполнения учащимся предлагаются тестовые задания небольшой формы. Каждый учитель, используя любой учебник, может составит их сам. Главное, что при этом нужно обращать внимание на формулировку вопросов, которая должна меняться, вырабатывая у ребенка привычку вдумываться в смысл задания. Ученые считают, что психотехнические навыки выполнения тестовых работ повышают эффективность выполнения тестов, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

Трудности, возникающие у «слабых» школьников при выполнении тестовых работ

Одной из причин трудностей, возникающих у школьников в процессе обучения, является недостаточное владение навыками мыслительной деятельности, непонимание смысла и значения некоторых важных понятий, малый объем пассивного и активного словарного запаса, низкий уровень интеллектуального развития. Для развития лингвистической и культуроведческой компетенции учащихся необходимо уметь работать с основными понятиями, находить их существенные и несущественные признаки, обобщать и классифицировать, проводить аналогии.

Учащиеся сами чаще всего не могут разобраться в причинах своего неуспеха. Учитель для развития понятийного аппарата учащихся при подготовке урока устанавливает ключевые аспекты, соподчиненность понятий, конкретные примеры, методы. Для слабоуспевающих учащихся может быть использована коррекционная программа. Тестовые задания этой программы могут использоваться как для входного контроля учащихся по освоению понятийного аппарата и основных мыслительных действий, так и в качестве коррекционной программы, позволяющей повысить уровень умственного развития учащихся. Задания коррекционной программы построены по аналогии со Школьным Тестом Умственного Развития (ШТУРом), ориентированном на норматив интеллектуальной деятельности, воплощенный в школьных программах. Эти задания не только знакомят учащихся с характеристиками единицы мыслительной деятельности, но и помогают понять смысловые связи, ощутить оттенки содержания понятий, научиться тоньше чув­ствовать их, что в конечном итоге влияет на вербальное и культур­ное развитие школьников, воспитывает умение работать со словом. Возможно проведение урока-соревнования между командами с использованием заданий программы. В этом случае учащиеся учатся сотрудничать друг с другом, принимать общие решения, формируется коммуникативная компетенция.

В своей работе на уроках изобразительного искусства я использую тестовую форму, однако, в основном не в форме контроля качества знаний, а в качестве теста умственного развития. В связи с не профильностью предмета «Изобразительное искусство», и малым количеством выделенных часов на данный предмет, основное время определяется непосредственно на выполнение практической деятельности, а именно рисование. В связи с чем есть необходимость подачу теоретического материала преобразовать в максимально краткую и содержательную форму, а также доводить в процессе самообучения во внеурочное время, однако с наименьшими затратами времени для учеников. С этой целью мною были составлены тесты, в которых отражены тестовые задания содержащие основные понятия и информацию, которые задают целью не контролировать знания, а по средствам решения данных заданий осваивать новую и закреплять уже знакомую информацию в максимально упрощенной и короткой форме. Периодическое проведение таких коротких тестирований с включением повторяющихся и новых вопросов способствуют запоминанию информации по данному предмету. Это одновременно позволяет мне решать проблему с нехваткой времени на теоретическую часть (способствует развитию уровня образованности и культуры учащихся) и способствует увеличению количества времени на непосредственное занятость учащихся искусством. В декабре этого учебного года наши кадеты приняли участие в дистанционной олимпиаде по изобразительному искусству где задания были предложены в тестовой форме, по результатам которой были получены дипломы 2 и 3 степеней.

На мой взгляд тесты в форме контроля можно будет использовать разово, в конце учебного года, как способ оценки уровня обученности учащихся и соответствующую диагностическую картину по каждой теме учебной программы, позволяющую провести анализ полученных данных, и оценить результативность метода использования тестов как одного из способов донесения информации,а не контроля, а также качество восприятия такой формы обучения учениками, а основной контрольной формой учебного процесса будут являться художественные работы учащихся представленные на выставках на определенную тематику (при наличии необходимого стенда).

Конечно же некоторые из обучающихся не готовы к тестовому виду контроля, они не имеют навыков и умений выполнения тестовых заданий. Практика показывает, что учащиеся психологически не готовы: они переживают, нервничают, путают правильные и неправильные ответы, порой не способны даже дочитать текст до конца.

Однако сегодня в школе просто необходимо внедрять тесты, чтобы учащиеся достаточно свободно могли ими пользоваться. Данный тип контроля, включающий большое количество заданий, требует организации умственной деятельности учащихся, что оказывает положительное влияние на всю мыслительную деятельность. Привыкая к выполнению тестовых заданий, обучающийся начинает контролировать себя, «собираться», и как результат – отвечает более точно на поставленные вопросы. С каждым разом повышается уровень исполнения тестов. Одновременно это позволяет успешно подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

Использованная литература

  1. Аванесов, В.С. Композиция тестовых заданий / В.С. Аванесов. – М., 1996.
  2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.,1986.
  3. Волохова, Л.С. Тестовая форма контроля результатов обучения в учебном процессе / Л.С. Волохова // Сборник материалов научно-практической конференции ЛОГУ им. А.С. Пушкина. – г. Пушкин, 2001.
  4. Статья на сайте Фестиваль педагогических идей (Открытый урок) под названием «Подготовка учащихся 5–6-х классов к освоению тестовой формы контроля» Королева Лариса Анатольевна, учитель, педагог-психолог http://festival.1september.ru/
01.03.2016 12:47


Рекомендуем курсы ПК и ПП