СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие двигательной активности у младших школьников посредством подвижных игр.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная школа стремится подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни. Цель не в том, чтобы обучающийся знал как можно больше, а в том, чтобы умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Федеральный государственный стандарт начального общего образования четко определяет необходимость формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни. Программа осуществляется средствами урочной и внеурочной деятельности. Система обучения формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы в программе. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом. Учебная программа по физической культуре направлена на формирование физической культуры, общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, а также на личностное развитие и формирование учебной самостоятельности школьников (умения учиться). Разнообразить пути решения образовательных задач на своих уроках и во внеурочной деятельности, а также повысить интерес обучающихся к урокам физической культуры позволяет такое направление как применение национально-регионального компонента (Игры Народов России). К сожалению, народные игры стали постепенно забывать, поэтому современная молодежь не знает о них, а педагоги не используют как средство физического воспитания учащихся в школах. Но, несомненно, истоки возникновения и совершенствования системы физического воспитания различных этносов, еще, привлекут внимание исследователей, так как в ней заложен «секрет выживания» народов в суровых климатических условиях России. В каждом классе учебной программы по физкультуре имеется раздел «Подвижные игры», которые позволяют реализовать учителю национально-региональный компонент. Игры позволяют формировать у учащихся такие предметные результаты как: - развитие основных физических качеств; - организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки; - характеристика физической нагрузки по показателю частоты пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств; - выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами в различных условиях.

Являясь неотъемлемым компонентом оздоровительной среды, игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжают существовать в реальной жизни. Игра представляет собой определённый вид физических упражнений. Ни при каком другом способе физических упражнений цель не достигается так полно, как при использовании игровой деятельности. Но результативно это может проходить только в том случае, если педагог не только хорошо знает индивидуальные особенности, владеет «рациональной технологией» встраивания разнообразных подвижных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционно-профилактического потенциала в неразрывном единстве. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей, но не единственной, в которую вовлекаются обучающиеся. Не исчезает и игровая деятельность, она лишь принимает свои специфические задачи. Особенность игровой деятельности в том, что в ней успешно осваивается содержание учебной деятельности.

Игра как педагогический феномен характеризуется тем, что оставаясь отдыхом и развлечением, она всегда перерастает в обучение, творчество, в модель типа человеческих отношений. Развивающие и воспитывающие ресурсы игры настолько огромны, что на фоне этих возможностей игру можно отнести к малоиспользуемым средствам в современной педагогической практике. Особенность игровой деятельности состоит в том, что личность играющего одновременно находится в двух планах: реальном и условном (игровом). Связь игры с жизнью очевидна, а граница между ними довольно размыта и неопределенна. Это позволяет активно реализовать в игре принципы яркого проживания жизни, потребность детей в самоутверждении и самореализации, а это в свою очередь обеспечивает педагогический эффект самообновления и самоусовершенствования личности. Игра позволяет создать обособленное пространство, для «внутренней социализации» каждого ребенка (Л. С. Выготский), стать школой приобретения опыта общественной жизни, социальной активности. Игровая модель не ощущается как тренажер социальной и личностной активности, это и есть сама жизнь, в которой всегда находится место творчеству и импровизации. В игровой деятельности – уже хорошо освоенной младшими школьниками дети легче усваивают межличностные отношения, приобретают опыт терпимости, совместимости, дружбы, а так же навык ориентации в собственных поступках и в поведении других. Включение игровых приемов в систему работы с младшими школьниками обуславливают необходимостью преодоления объективных трудностей, возникающих в коррекционном процессе. Эти трудности связаны с тем, что у многих обучающихся в коррекционных школах отмечаются различные сопутствующие отклонения в развитии нервно психической сферы. Такие обучающиеся характеризуются повышенной возбудимостью, склонностью к аффективным реакциям, неспособностью к волевым усилиям. У них обнаруживаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, снижение общей работоспособности. Невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих обучающихся поступающих в начальную школу, а так же дальнейшее его снижение в процессе обучения представляет сегодня серьезную проблему для образовательной практики. Согласно «Канону врачебной науки» очень ценны для поддержания здоровья такие компоненты, как свет и воздух, питание и питье, движение и покой, сон и бодрствование, обмен веществ, эмоции. В связи с этим, требования обязательной оздоровительной направленности оздоровительного процесса диктуют необходимость пристального внимания к тем возможностям игры, которыми она располагает с точки зрения адаптации младших школьников к новому режиму психофизической активности, регуляции и нормирования эмоциональной, физической нагрузки, сохранения и укрепления здоровья, а так же предупреждения и устранения недостатков в физическом развитии. Двигательная активность – генетически обусловленная основа биологической потребности человеческого организма. Движение является неотъемлемым фундаментом детского развития, важнейшей частью любого вида деятельности и составляющей многих психических процессов. Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив ценнейшим чувством – чувством «мышечной радости» которое он испытывает двигаясь. Двигательная активность – одна из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма, которая дарует человеку сама жизнь. Двигательная функция обеспечивает быструю адаптацию организма к изменяющимся условиям. Работая мышцами, обучающийся не только расходует, но и копит энергию, которая дает ему возможность строить тело, мозг, интеллект. Чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек. В период интенсивного роста и развития ребенка ведущей для организма является костно-мышечная система, а все остальные органы развиваются в прямой зависимости от нее, в том числе и головной мозг. Учебная работа требует длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей. В результате такой работы на уроках мы наблюдаем, что резко преобладает статическое напряжение. Длительная работа учеников в вынужденной статической позе за столом сопровождается спазмом артерий, что чревато общим повышением артериального давления, а также отклонениями в развитии нервно-мышечного аппарата, сужением диапазона возможностей двигательного и зрительного анализаторов. Недостаток движения снижает адаптивные способности сердечно - сосудистой системы, вызывая также расстройство регуляции вегетативных отделов нервной системы. Характерным следствием указанных нарушений является ухудшение физических и психических качеств: координации, точности и быстроты движений, мелкой моторики, скорости двигательной реакции, силы мышц, выносливости и общей работоспособности. Недостаток мышечных движений ослабляет не только сами мышцы, но и мозг, делает его более уязвимым. И только оптимальный – среднеинтенсивный – режим двигательной активности создает у младших школьников основу хорошего физического самочувствия и повышения работоспособности.

Категория: Физкультура
30.10.2018 09:46


Рекомендуем курсы ПК и ПП