СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие интеллектуальной культуры учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внимание к проблеме интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы диктуется условиями современной жизни.

Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, побуждает меня, как учителя, к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а так же выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся

В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают:

· самостоятельность мышления,

· быстрота и прочность усвоения учебного материала,

· быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,

· умение отличить существенное от несущественного,

· различный уровень аналитико - синтетической деятельности,

· критичность ума.

Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.

Младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. Для развития учебно-познавательного интереса, как на уроках, так и во внеклассной деятельности, существует множество различных методов и приёмов. В своё время В.А. Сухомлинский обращал внимание педагогов на то, чтобы «чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, в котором ребенок жил до школы, не был закрыт для него дверью класса». Таким образом, занимательный материал не перестаёт влиять на развитие ребёнка и в школьном учебном процессе.

В современной методической системе обучения всё больший акцент переносится на формирование у школьников общечеловеческих умений, в том числе и мыслительных. На протяжении многих лет, меня волнует проблема грамотной организации работы учителя по развитию у учащихся логического мышления.

Развитие логического мышления происходит в несколько этапов, первые два приходятся на возраст учащихся начальной школы. Я поняла, что на учителе начальных классов лежит большая ответственность. «А достаточную ли работу провела я, чтобы не упустить благоприятное время для развития логического мышления своих учеников», - этот вопрос не давал покоя. Раньше мне казалось, что от количества решённых с учениками логических задач и будет зависеть их уровень развития данного вида мышления. Я всегда разбирала с учениками нестандартные задачи на уроке, создавала личную «копилку» таких задач, составляла индивидуальные карточки с ними. В своей работе я использую принцип: «Не навреди!». Наверное, поэтому всегда рада, когда в руки для работы попадается материал, подготовленный и проверенный грамотными учёными.

Несколько лет назад я нашла курс доктора наук, психолога А.З. Зака. Его фамилию слышала ещё в студенческие годы. Тогда его труды потрясли меня тем, что логическое мышление развивают не только задачи, но специальные упражнения, в основе которых лежат логические операции (анализ, синтез, сравнение и т.д.). Опираясь на кардинальные положения, разработанные в отечественной психологии деятельностного подхода (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.), А.З. Зак разработал систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов.

На уроках математики дети в основном решают учебно-тренировочные типовые задачи. Ребёнок в этом случае не ищет способ решения этого типа, а применяет его. Привыкая решать задачи выученных типов, ребёнок перестаёт действовать и мыслить самостоятельно. Решение логических, нестандартных задач требует от учеников интеллектуальной инициативы и размышлений.

Развитие самостоятельного мышления, творческого, поискового, исследовательского есть основная задача школьного обучения вообще и в начальных классах в частности. На это направлена методика развития интеллектуальных способностей учащихся младших классов, разработанная педагогом и психологом Заком А. З. Методику Зака А. З. применяю на уроках математики, во внеурочное время, в группе продленного дня с целью развития наглядно-образного и словесно-логического мышления учащихся. Зак А. З. предлагает в помощь учителям начальных классов цикл занятий по задачам "Поиск девятого", которые можно представить в виде игры. Многообразие игровых полей дает каждому ребенку возможность научиться анализировать, развивает у ребенка пространственное воображение, зрительную память, образное мышление. В работе по методике Зака А. З., при решении задач "Поиск девятого" использую наглядные и практические методы: работа с плакатом, самостоятельная работа учащихся, привлекая также словесные методы: устный разбор задач со всем классом, анализ графического изображения, беседа по вопросам. Сочетание различных типов методов позволяет достичь наилучших результатов. Объяснение некоторых задач в буквенно-цифровом обозначении игровых полей является одним из пропедевческих приемов подготовки детей к восприятию в дальнейшем координатной плоскости.

Решение задач "Поиск девятого" разбиваю на 2 этапа:

I. Разбор первой задачи со всем классом.

Цели:

1) разбор алгоритма решения задачи "Поиск девятого";

2) научить поиску зависимости построения игрового поля по строкам, столбцам, диагоналям.

II. Разбор ошибочных ответов. Поиск правильного ответа.

Цели:

1) контроль навыка решения задачи;

2) закрепление навыков устной речи.

Все занятия начинаю с коллективного разбора типового задания, после чего дети в группах выполняют аналогичные задачи на материале предложенных им рисунков, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Каждый рисунок представляет игровое поле и шесть вариантов ответов. Игровым полем служит 9-клеточный прямоугольник, в восьми клетках которого расположены элементы. Под элементами следует понимать изображение геометрических фигур,

При выполнении заданий на поиск «девятого» (занятия 1-9,11) дети должны найти недостающий на игровом поле рисунок среди возможных вариантов. При выполнении заданий на проверку «девятого» (занятия 10,12) - определить правильность предлагаемых ответов.

Как правило, занятия проводятся на материале игровых полей, имеющий общий принцип построения.

Для того, чтобы найти недостающие на поле элементы, необходимо проследить закономерность их расположения.

В большинстве случаев, элементы в клетках располагаются попарно. Однако встречаются случаи, когда количество элементов в клетках больше двух (занятие 1; рис.7-8).Это один из приемов, усложняющих поиск двух основных элементов. Задача ребенка — выделить их среди общего числа.

Основная идея при разборе заданий любых видов заключается в том, чтобы проследить характер повторяемости элементов по горизонтальным и вертикальным рядам, а также по обеим диагоналям. Это поможет обнаружить недостающие элементы игрового поля.

Для того, чтобы у детей не возникло стереотипного мышления при решении однотипных задач, на занятиях использую различные виды игровых полей. Многообразие игровых полей зависит от:

-типов элементов (геометрические фигуры, предметы, отдельные детали);

-взаимного сочетания элементов в клетках, образующих пару;

-характера повторяемости элементов в клетках;

-местоположения свободной клетки.

Все занятия заканчиваются коллективной проверкой результатов. Групповой отчет происходит поочередно у доски. Учащиеся внимательно следят за ходом нахождения «девятого». Оценивается работа всей группы.

Анализируя опыт работы по методике развития интеллектуальных способностей младших школьников Зака А.З., можно сделать вывод о том, что использование данной методики дает положительные результаты:

-активизируется учебная деятельность и мышление учащихся;

-учащиеся уяснили и освоили алгоритм решения задач «Поиск девятого»;

-у учащихся активно вырабатывается культура устной речи.

Кроме того, использование данной методики активизирует педагогическую деятельность учителя. Учащиеся, сотрудничая друг с другом, задумываются над вопросами совместной деятельности, которая способствует осознанному формированию умений и навыков.

Вывод: В своей совокупности такие занятия (развивающие, познавательные) должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Еще Ян Амос Коменский призывал сделать любой труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. Весь процесс обучения учителю необходимо строить так, чтобы ребёнок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением. Поэтому уроки и внеклассные мероприятия обязательно должны быть на высоком уровне интереса и познавательной активности, проходить в доброжелательной обстановке и в ситуации успеха.

05.02.2024 03:27


Рекомендуем курсы ПК и ПП