СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательного интереса обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения и воспитания.

В условиях реализации ФГОС СПО целью образования является формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, т.е. что именно они должны знать и уметь после завершения освоения учебных дисциплин, профессионального модуля или всей Основной профессиональной образовательной программы по специальности.

Мобильность, самостоятельность, инициативность, конкурентоспособность, а также, социальная адаптивность к нововведениям в профессиональной деятельности и высокая стрессоустойчивость - вот те качества, которыми должен обладать современный молодой человек на рынке труда.

Становление профессионала при обучении в образовательном учреждении возможно лишь в результате единства развития у обучающихся, как профессионализма, так и их личностных качеств.

Л.М. Митина отмечает, что структура профессионального самосознания, в общих чертах, совпадает со структурой самосознания личности. [1, с.58].

Личность профессионала характеризуется сформированной идентичностью, как в личностном, так и в профессиональном планах [2].

Структуру профессионального самосознания, в общем виде, можно охарактеризовать, по мнению Е.А. Климова, следующими положениями:

  • сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности;
  • знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей;
  • знание человека о степени его признания в профессиональной группе;
  • знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач;
  • представление о себе и своей работе в будущем [3].

Важнейшими задачами профессиональной подготовки обучающихся колледжа являются: формирование интереса к своей будущей профессии, развитие познавательной деятельности, совершенствование знаний, развитие самостоятельности мышления.

Познавательный интерес — это мотив познавательной деятельности.

В связи с этим, одна из основных задач, стоящих перед всем педагогическим коллективом нашего колледжа, воспитателями, является «создание психолого-педагогических условий для развития познавательного интереса обучающихся».

Формирование познавательного интереса в условиях инклюзивного образования включает, прежде всего, восстановление положительного отношения к учению и к отдельным учебным предметам и занятиям, для этого следует начинать с решения доступных им задач, поддержки их уверенности в успехе, подкрепления даже маленьких удач, создания условий для положительных переживаний успеха.

Реализация учебных программ и общеобразовательная подготовка воспитанников структурного подразделения «Детский дом» осуществляется колледжем. Продолжением учебного процесса является организация воспитательной работы воспитанников в структурном подразделении «Детский дом».

Развитие познавательного интереса ЛОВЗ - это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Методика пробуждения любознательности, воспитания познавательных интересов и потребностей включает:

  • изучение психологических особенностей воспитанников;
  • вовлечение воспитанников в активную творческую деятельность по их собственному желанию, в соответствии с их индивидуальными интересами и склонностями;
  • постановку конкретных целей и задач перед всем коллективом, а также и перед отдельными воспитанниками;
  • отыскание приемов, педагогических технологий побуждающих воспитанников заниматься учебным трудом, самообразованием и самовоспитанием.

Система мониторинга, осуществляемая воспитателями, позволяет дать объективную информацию о состоянии воспитательной деятельности.

Данные диагностик позволяют определить цели и задачи воспитательного процесса конкретные, обоснованные, реально достижимые и решаемые.

В работе по развитию познавательных интересов воспитанников педагоги структурного подразделения «Детский дом» используют личностно – деятельностный подход:

  • признание личности каждого воспитанника высшей социальной ценностью;
  • уважение ее уникальности и своеобразия;
  • признание ее социальных прав и свобод;
  • отношение к воспитаннику, как к субъекту собственного развития;
  • опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке.

Центральным фактором развития личностных качеств воспитанников является становление его самосознания, изменения «Я – концепции», определяющееся стремлением понять себя, свои возможности и особенности.

Благодаря этому, воспитанник углубляется в процесс осознания себя, приоткрывая разные стороны своего «Я», что является основанием для его всестороннего развития.

Необходимые ключевые компетенции формируются только при условии систематического включения воспитанников в познавательную деятельность, в процесс выполнения ими особого вида заданий – проектных работ, проблемно-поисковой деятельности.

Именно технология проектной деятельности оказывает влияние на развитие познавательного интереса обучающихся.

Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается с проблемой изменения эффективности обучения.

Цель проектного обучения – создание условий, при которых обучающиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения);
  • развивают системное мышление.

Она имеет ряд достоинств:

  • работа над проектом представляет собой модель производственной деятельности и, таким образом, приближает обучающихся к «реальной жизни»;
  • при групповой работе над проектом появляется возможность получения практически полезного продукта;
  • работа над проектом стимулирует обучающихся к самообучению, поскольку, как правило, знаний, полученных на учебных занятиях, для выполнения проекта бывает недостаточно;
  • воспитательная функция проектной деятельности заключается в возможности проявления и развития деловых качеств обучающихся (лидер, исполнитель), в умении сотрудничать с коллективом, подчиняться производственной дисциплине.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.

Но большинство обучающихся, относящихся к ЛОВЗ не умеют самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезы, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования, осуществлять рефлексию, грамотно выстраивать доклад.

Это происходит и вследствие того, что они не имеют опыта проектной и исследовательской деятельности.

К проектной деятельности готовить воспитанников необходимо постепенно и грамотно, а для этого необходимо последовательно создавать условия для мотивации, обучать молодежь планированию и практической деятельности.

В решении данной задачи важная роль отводится педагогам, воспитателям, готовым к организации и руководству проектной деятельностью детей.

Одновременно работа в проектных группах является стимулом саморазвития, продвижения, сплочения и воспитания командного духа, а, следовательно, коммуникативной компетенции.

Суть инициативы проектной деятельности состоит в том, каким образом, организовать процесс, чтобы не просто дать знания об исследуемых процессах и сформировать навыки работы над проектом, а также, умения проведения исследований, но и решить более глубокую задачу формирования ключевых компетенций, наличие которых необходимо для успешной деятельности в различных сферах производства.

На этой основе формируются компетенции личностного самосовершенствования.

Кроме того, реализация проектов способна принести реальную общественную пользу, стать реальным успехом, первой ступенькой в профессиональной карьере выпускника.

Одновременно работа в проектных группах является стимулом саморазвития, продвижения, сплочения и воспитания командного духа, а, следовательно, коммуникативной компетенции.

Учебный процесс наиболее успешен в тех случаях, когда педагогический коллектив колледжа и детского дома едины в своих подходах, ориентирах в вопросах воспитания личности.

Необходимы единые требования к культуре взаимоотношений, отношений между детьми и взрослыми, между сверстниками; преемственность между учебным и воспитательным процессами.

Библиографический список:

  1. КалашниковаЛ.М. Педагогические условия современной организации преподавания специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования. Диссертация кандидата педагогических наук М; 2012.-167с.
  2. ЛитвиненкоВ.В. Повышение профессиональной компетентности мастера производственного обучения на основе требований образовательной среды. Диссертация кандидата педагогических наук /Курганский государственный университет. - Курган, 2002.-185 с.
  3. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - М. - Воронеж, 1996. - 398 с.
  4. Браун Д. Карьерный выбор и развитие/ Применение современных теорий в практике, 1984.
  5. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А., Казачкова Т.Б., Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС - СПб, КАРО,2014.-Серия «Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования» -176с
  6. Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль: ЯГПУ, 1991. 109с.
  7. http://www.labirint.ru/books/406647/

23.03.2020 22:46


Рекомендуем курсы ПК и ПП