СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

лючевые слова: дошкольный возраст, развитие, способности, творчество, деятельность, игра.

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в изучении творчества людей. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению проблем. Поэтому проблема развития творческих способностей чрезвычайно актуальна в современной педагогической науке и практике.

Большинство отечественных и зарубежных психологов сходятся на мысли, что работу по развитию творческих способностей личности нужно начинать как можно раньше, и дошкольное детство наиболее подходящий для этого период.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, вырабатываются навыки и привычки поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, ловкость и т. д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Проблема формирования творческих способностей достаточно тщательна изучена в работах современных педагогов и психологов. Среди авторов, занимавшихся данной проблемой можно назвать таких как Л.С. Выготский, М. Воллах, Н. Коган, А. Страунинг, Г. Буш, Дж. Смит, Б.П. Никитин, С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова, Б.Н. Заика и мн. другие. В трудах перечисленных исследователей разработана также проблема условий развития творческих способностей дошкольников в игре. Наше исследование посвящено обобщению теоретического материала по данной тематике и определению наиболее важных условий развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности [2].

Объект данного исследования – развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Предмет – игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования – использование игры будет способствовать развитию творческих способностей детей дошкольного возраста при следующих условиях:

  1. Создание комфортной психологической атмосферы (отсутствие критики и оценок, доброжелательность, поощрение инициативы).

  2. Обогащение опыта ребенка через включение его в различные виды деятельности.

  3. Целенаправленная деятельность воспитателя по развитию воображения и основных качеств творческого мышления (диалектичности, системности и ассоциативности).

Цель работы – рассмотреть игру как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Данная цель осуществляется с помощью следующих задач:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить сущность и структуру творческих способностей личности.

2. Рассмотреть особенности творческого развития детей дошкольного возраста, а также условия, способствующие развитию их творческих способностей в игровой деятельности.

3. Определить уровень развития творческих способностей дошкольников в экспериментальной группе.

4. Разработать и осуществить программу развития творческих способностей дошкольников (на основе игровых технологий).

5. Оценить результаты развивающей программы, основанной на использовании игровых технологий в различных видах творческой деятельности.

Для реализации цели и задач исследования использовались следующие методы:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме творческих способностей.

2. Игровые диагностические методики.

3. Творческие, сюжетно-ролевые игры, игры – драматизации.

Экспериментальное исследование проходило на базе МБДОУ детского сада № 43 «Снежинка» комбинированного вида г. Белово с участием 13 дошкольников в возрасте 5-6 лет.

Психолого-педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывает, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер и тип деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, а именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к актуализации, а не от ситуации к мысли. Л.С. Выготский говорил, что «возьмем ли мы игры, рисунки, возьмем ли мы труд, - везде и во всем мы будем иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка» [4].

Воображение старших дошкольников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности.

Творческое начало проявляется и в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.

В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств [3; с. 73].

Анализ работ Л.С. Выготского позволил сделать вывод о том, что необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображение в житейском, вульгарном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является ненастоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше, чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого, Воображение ребенка обладает в одинаковой степени с воображением взрослого именно реальностью элементов, из которых оно строится [4]. Современные исследования показывают, что игра детей-дошкольников, особенно если она осуществляется при умелом руководстве взрослых, способствует развитию у них творческого воображения, позволяющего им придумывать, а затем и реализовывать замыслы и планы коллективных и индивидуальных действий [ 2].

Исследования М. Воллаха и Н. Когана показали, что проявление творческих способностей дошкольников подвержено влиянию многих внешних условий. Например, в условиях, характеризующихся отсутствием критики, оценок или стресса, дети намного лучше справлялись с творческими и интеллектуальными задачами.

На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина [2] и Л. Кэррола, мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, способствующей опережающему развитию детей. Необходимо знать, насколько это возможно и заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно те задатки, которые в дальнейшем формировали бы те или иные. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу [2].

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Одним из важнейших условий развития творческих способностей дошкольников является развитие творческого мышления, а именно ассоциативности, диалектичности и системности мышления.

Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых. Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным. Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества [2].

Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы. Диалектичность является необходимым качеством мышления талантливого ребенка. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалектического мышления реализуется в народном и научном творчестве. В частности анализ трудов Л.С. Выгодского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.

И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это системность. Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.

Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.

Теоретический анализ проблемы развития творческих способностей в дошкольном возрасте позволил нам сделать следующие выводы:

  1. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода;

  2. Дошкольный возраст признается многими исследователи как период, когда развитие творческих способностей может быть наиболее эффективно. Это обусловлено особенностями развития мышления, восприятия, воображения ребенка. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, психологи рекомендуют использовать ее потенциал для формирования творческой личности;

  3. Обобщив исследования зарубежных и отечественных авторов, можно определить следующие условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в игре:

- создание комфортной психологической атмосферы (отсутствие критики и оценок, доброжелательность, поощрение инициативы);

- обогащение опыта ребенка через включение его в различные виды деятельности;

- развитие воображения и основных качеств творческого мышления (диалектичность, системность, ассоциативность).

Для проверки выдвинутой гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование на базе детского сада № 43 «Снежинка» комбинированного вида г. Белово. В рамках эксперимента решались следующие задачи:

  1. Определить уровень развития творческих способностей дошкольников;

  2. Подобрать игровые методики и реализовать программу развития творческих способностей дошкольников;

  3. Оценить результаты развивающей программы в виде изменения уровня творческих способностей дошкольников.

Соответственно задачам выделяются три этапа исследования:

  • Констатирующий

  • Развивающий

  • Оценочный

Используемые в исследовании диагностические методики основываются на концепции творческих способностей, разработанной В.Т. Кудрявцевым и В. Синельниковым. Авторы выделили следующие компоненты творческих способностей:

1. Реализм воображения.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений

4. Экспериментирование [5].

Применяемые в рамках констатирующего эксперимента методики по своей форме являются творческими играми, что соответствует специфике развития в дошкольном возрасте (игра как ведущий вид деятельности).

Диагностика творческих способностей проводилась в группе из 13 человек (8 девочек и 5 мальчиков). Проведенный констатирующий эксперимент позволил нам сделать следующие выводы:

  • Большинство дошкольников (61,5 %) не обладают такой характеристикой творческих способностей как реализм воображения. Средний уровень развития данного показателя имеют 38, 5 % испытуемых. Высокий уровень реализма воображения в группе не показал никто;

  • Подавляющее большинство дошкольников обладают способностью видеть целое раньше частей (70 % - высокий уровень, 30 % - средний уровень). Данная ситуация вполне характерна для дошкольников, поскольку обусловлена особенностями развития мышления в данном возрасте;

  • Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений находится на низком уровне у 54 % дошкольников, на среднем – у 8 %, на высоком – у 38 %;

  • Способность к экспериментированию в данной группе дошкольников развита средне. Большинство испытуемых (61,5 %) показали средний уровень развития по данному параметру. К низкому уровню развития экспериментирования относится 15, 4 %, к высокому – 23,1 %.

Результаты проведенной диагностики показали недостаточно высокий уровень развития творческих способностей дошкольников из экспериментальной группы. Для его повышения мы предложили программу, основанную на использовании игровых технологий в различных видах творческой деятельности.

Основной целью программы являлось развитие творческих способностей ребенка. Выделяетсяряд задач, способствующих реализации цели программы:

  • Создание благоприятной психологической атмосферы, способствующей раскрепощению личности;

  • Обогащение опыта ребенка через включение в различные виды творческой деятельности (театрально-творческая деятельность, развитие художественных, музыкальных способностей и развитие мелкой моторики);

  • Развитие воображения и основных качеств творческого мышления (диалектичности, ассоциативности, системности).

Основной технологией реализации программы стала игровая деятельность в различных видах (сюжетно-ролевая игра, игра – драматизация, дидактическая игра и т.д.).

В конце учебного года, после завершения цикла занятий по программе, мы провели итоговую диагностику творческих способностей дошкольников. Для оценки уровня развития творческих способностей использовались методики Кудрявцева и Синельникова.

По результатам итоговой диагностики можно говорить о более высоком уровне развития творческих способностей в группе (по всем четырем критериям)

  • Реализм воображения находится на низком уровне у 23 % дошкольников по сравнению с начальными 61 %. Среднее положение по данному критерию занимают 46 % испытуемых (исходный результат был 38 %). Наконец, высокие показатели по данному критерию выявлены у 30 % (до проведения эксперимента ребят с высоким уровнем реализма воображения в группе не было);

  • Более развитой оказалась такая творческая способность как целостность восприятия. Процент дошкольников, достигших высоких показателей по данному критерию равен почти 85 (по сравнению с начальными 70 %);

  • Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений на среднем уровне у 23 % дошкольников (результат до проведения программы 8 %), на высоком уровне у 46 % (результат до проведения программы – 38 %);

  • Способность к экспериментированию после проведения программы оказалась на высоком уровне у большинства испытуемых - почти 62 % (в начале эксперимента высокие показатели были только у 23 %).

Таким образом, подобные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной программы, и подтверждают, что использование игры способствует развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.

Литература

  1. Березина, В.Г., Викентьев, И.Л., Модестов, С.Ю. Детство творческой личности - [Текст]:/ В.Г.Березина.- СПб.: издательство Буковского, 2012. - 60с.

  2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст]:/ Л.С. Выготский.- СПб.: Союз, 2010. - 92 с.

  3. Ендовицкая, Т.О Развитии творческих способностей / Т.О. Ендовицкая // Дошкольное воспитание. – 2015.- № 12.- С. 73-75.

  4. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре [Текст] /Р.И. Жуковская.- М., 2014.

  5. Кудрявцев, В., Синельников, В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей /В. Кудрявцев, В. Синельников // Дошкольное воспитание. - 2016.- № 9. - С. 52-59, - № 10. - С. 62-69.

08.10.2019 13:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!