СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рисование как средство развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время исследования, связанные с проблемой изучения феномена «цвет» проводятся комплексно и добавляют новые знания в науку о цвете – цветоведение. С древних времени ученые стремились понять характер природы цвета, его влияние на поведение, связь с эмоциями. С того времени прошло не одно тысячелетие, но интерес к проблеме цвета, по-прежнему, остается значимым предметом изучения.

С самого раннего детства дети знакомятся с цветом, сначала ребенку доступен малый спектр красок, но с его развитием он расширяется. Проблеме изучения особенностей цветовосприятия у детей дошкольного возраста посвящены исследования А.В, Бакушинского, Д.А. Венгера, А.В. Запорожца, А.А. Мухиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой и др.

В исследованиях Т.С. Комаровой, А.В. Размысловой, понятие «чувство цвета» означает умение различать, называть и использовать различные цвета и их оттенки, а также умение дифференцировать и группировать цвета на основе их сходства, контраста и красоты сочетаний [4].

Как отмечает И. Иттен, чувство цвета является способностью видеть и передавать не только зрительные свойства цвета, но и воспринимать всю гамму чувств, переживаний, ассоциаций и образов, которые вызваны цветом [2].

Вслед за С.Е. Игнатьевым, Т.С. Комаровой, В.С. Кузиным, под чувством цвета понимаем воздействие световых лучей на зрительный анализатор, а восприятием цвета называем процесс осознанного понимания цвета, основными закономерностями которого являются целостность, осмысленность, апперцепция, избирательность и константность [1; 3; 6].

С точки зрения Я. Коменского, знакомясь с цветом предметов, объектов, явлений окружающего мира, передавая свои впечатления в изобразительной деятельности, у детей развивается чувство цвета и эстетическое восприятие. Знакомство с цветом способствует более полному и тщательному восприятию предметов и явлений, окружающих ребенка, содействует развитию мышления, наблюдательности, обогащению речи. Педагогом рассматривается искусство и природа, как источник и основа решения задач развития чувства цвета у дошкольников [5].

Обучение рисованию невозможно без овладения средствами художественной выразительности, одним из которых является цвет.

М.В. Бубнова, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, А.А. Мелик-Пашаев, Е.П. Олесина, О.И. Радомская, Т.Я. Шпикалова и др. отмечают, что способность различать, ощущать, называть цвет, воспринимать и передавать его в своих рисунках создает предпосылки для развития практического инструментария изобразительной деятельности детей, развивает эстетическе отношение к действительности, осознанное восприятие цветового богатства мира.

Каждый возрастной этап характеризуется своеобразием цветовосприятия. Так, С.Е. Игнатьев, Т.С. Комарова выделяют возрастные нормы восприятия детьми цвета в соответствии с тремя этапами.

Первый этап связан с усвоением эталонной системы цветов. Определяющим в формировании цветовых восприятий является слово. Называние, произнесение вслух названия цвета способствует вычленению данного цвета из других. На этом этапе дети способны применять цвет как важнейшую характеристику реального предмета, не замечая разнообразие цвета предмета. Отмечаются прочные установившиеся ассоциативные связи между наименованием цвета и определенным предметом. Происходит усвоение наиболее часто встречающихся цветов, а именно красный, зеленый, желтый, синий и др.; серый, голубой, розовый усваиваются позже.

Второй этап представляет собой разрушение цветовых стереотипов, понимание того, что цвет предмета зависит от условий: освещенности, положения в пространстве. Дети умеют словесно обозначить цвет, способны детально анализировать цвет, развивающегося на основе жизненного опыта, знаний элементарных основ цветоведения и поставленной педагогом задачи наблюдать и дифференцировать цвет.

Третий этап подразумевает понимание взаимосвязи цвета и характера изображаемого. Цвет, выступая в качестве средства художественной выразительности, помогает вызвать то или иное художественное впечатление, эмоцию у зрителя. Осознанное владение этим навыком также формируется в процессе восприятия произведений искусства, знаниями о символике, традициях, психологии восприятия цвета [1; 3].

В своей практической деятельности мы акцентируем внимание на проблеме развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию. Процесс эмоционального переживания дошкольниками цветового богатства окружающего мира и изобразительного искусства выступает условием сознательного усвоения знаний, умений, навыков, которые необходимы для создания выразительного образа в рисунке. Приобретенные умения и навыки способствуют глубокому эмоциональному переживанию и пониманию красоты цвета и его сочетаний в изображении.

Для организации работы по развитию чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию рекомендуем учитывать следующие требования:

  • создавать эмоциональную атмосферу переживания цветового многообразия окружающего мира в процессе восприятия;
  • включать комплекс творческих заданий по развитию чувства цвета в процесс художественно-эстетического развития;
  • включать в организованную образовательную деятельность (рисование) игровые элементы, имеющие яркую цветовую характеристику;
  • создавать доверительную диалогическую форму общения в организованной и самостоятельной деятельности, которая направлена на развитие активности детского художественного восприятия;
  • учитывать индивидуальные, психолого-физиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста;
  • поддерживать творческую инициативу в процессе рисования, в особенности при решении цветовых задач;
  • активно использовать произведения детского творчества в деятельности детей в условиях дошкольного учреждения;
  • применять в работе с детьми различные художественные материалы;
  • использовать комплекс наглядных пособий по цвету.

Эффективность развития чувства цвета у старших дошкольников в процессе обучения рисованию достигается, если:

  • создать систему работу по развитию чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию, которая включает специально разработанную последовательность занятий;
  • целенаправленного отбирать и изготавливать пособия для работы с детьми;
  • использовать дидактические игры на занятиях по рисованию и в самостоятельной деятельности детей;
  • использовать детские работы в оформлении стендов дошкольного учреждения как средства эстетического оформления среды.

Как отмечено выше, для развития чувства у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию мы используем дидактические игры, которые, в свою очередь, делятся на несколько видов:

  • игры с предметами: игрушки и реальные предметы;
  • настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино;
  • подбор картинок по парам: найти среди разных картинок две совершенно одинаковые: две шапочки, одинаковые по цвету, оттенку, или две куклы одетых в одинаковые по цвету платья;
  • словесные игры построены на словах и действий играющих.

Приведем пример дидактических игр, которые мы используем на занятиях по рисованию для развития чувства цвета у старших дошкольников.

«Найди недостаток в портрете»: детям раздаются изображения лица одного и того же мальчика с разными недостатками, предлагается определить недостающие части лица, дорисовать их.

«Составь натюрморт»: каждому ребенку дается набор изображений неживой природы и живой природы, они составляют натюрморт, отбирая изображения, присущие только этому жанру, дают название работе.

«Чудесные превращения»: детям предлагается прослушать загадки и нарисовать отгадки. Побеждает тот, кто справится с заданием быстрее и правильнее.

Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (Дерево)

Зимой и летом одним цветом. (Елка)

Она под осень умирает И вновь весною оживает. Коровам без нее беда: Она их главная еда. (Трава)

Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет. (Туча)

Серебряные нити сшивают землю с небом. (Дождь)

«Цветное чаепитие у Маши и Даши»: педагог говорит, что куклы хотят пригласить своих подружек на чай, а не умеют сервировать стол, поэтому предлагает детям помочь им. Педагог говорит: Давай подумаем вместе, как лучше распределить посуду. Посуда одинаковая по цвету или разная? А какого цвета одежда у кукол? Какая посуда больше подходит кукле с красным бантиком? А какую посуду нужно отобрать для куклы в синем?

«Цветные нюансы»: педагог говорит о том, что иногда художники пишут копии своих картин, которые полностью повторяют оригинал или же имеют какие-то отличия. Детям предлагается сравнить натюрморты и найти 5 отличий. А потом попробовать нарисовать с натуры свой натюрморт.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что мир цвета важен и сложен. Одним из союзников педагога по развитию внутреннего мира ребенка является именно цвет. Сформированное чувство цвета у ребенка, умение работать с цветом в процессе рисовании оказывает влияние на эмоциональное состояние, проявление отношения к изображаемому. Развитие чувства цвета у дошкольников осуществляется наиболее успешно в грамотно организованном образовательном процессе в условиях дошкольного учреждения. Поэтому педагогу следует внимательно подходить к обучению рисованию старших дошкольников, развитию у них чувства цвета.

Литература

  1. Игнатьев, С.Е. (2007), Закономерности изобразительной деятельности детей, учебное пособие для вузов, М.: ГРИФ, 189.
  2. Иттен, И. (2004), Искусство цвета, М.: Издатель Д.Аронов, 95.
  3. Комарова, Т.С. (2009), Школа эстетического воспитания. М.: Мозаика-Синтез, 418.
  4. Комарова, Т.С., Размыслова, А.В. (2007) Цвет в детском изобразительном творчестве, М.: Педагогическое общество России, 144.
  5. Коменский, Я.А. Мир чувственных вещей в картинках, URL: https://www.twirpx.com/file/599330/ (дата обращения: 16.03.2019)
  6. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки (2004), М.: Академия, 232.

В настоящее время исследования, связанные с проблемой изучения феномена «цвет» проводятся комплексно и добавляют новые знания в науку о цвете – цветоведение. С древних времени ученые стремились понять характер природы цвета, его влияние на поведение, связь с эмоциями. С того времени прошло не одно тысячелетие, но интерес к проблеме цвета, по-прежнему, остается значимым предметом изучения.

С самого раннего детства дети знакомятся с цветом, сначала ребенку доступен малый спектр красок, но с его развитием он расширяется. Проблеме изучения особенностей цветовосприятия у детей дошкольного возраста посвящены исследования А.В, Бакушинского, Д.А. Венгера, А.В. Запорожца, А.А. Мухиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой и др.

В исследованиях Т.С. Комаровой, А.В. Размысловой, понятие «чувство цвета» означает умение различать, называть и использовать различные цвета и их оттенки, а также умение дифференцировать и группировать цвета на основе их сходства, контраста и красоты сочетаний [4].

Как отмечает И. Иттен, чувство цвета является способностью видеть и передавать не только зрительные свойства цвета, но и воспринимать всю гамму чувств, переживаний, ассоциаций и образов, которые вызваны цветом [2].

Вслед за С.Е. Игнатьевым, Т.С. Комаровой, В.С. Кузиным, под чувством цвета понимаем воздействие световых лучей на зрительный анализатор, а восприятием цвета называем процесс осознанного понимания цвета, основными закономерностями которого являются целостность, осмысленность, апперцепция, избирательность и константность [1; 3; 6].

С точки зрения Я. Коменского, знакомясь с цветом предметов, объектов, явлений окружающего мира, передавая свои впечатления в изобразительной деятельности, у детей развивается чувство цвета и эстетическое восприятие. Знакомство с цветом способствует более полному и тщательному восприятию предметов и явлений, окружающих ребенка, содействует развитию мышления, наблюдательности, обогащению речи. Педагогом рассматривается искусство и природа, как источник и основа решения задач развития чувства цвета у дошкольников [5].

Обучение рисованию невозможно без овладения средствами художественной выразительности, одним из которых является цвет.

М.В. Бубнова, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, А.А. Мелик-Пашаев, Е.П. Олесина, О.И. Радомская, Т.Я. Шпикалова и др. отмечают, что способность различать, ощущать, называть цвет, воспринимать и передавать его в своих рисунках создает предпосылки для развития практического инструментария изобразительной деятельности детей, развивает эстетическе отношение к действительности, осознанное восприятие цветового богатства мира.

Каждый возрастной этап характеризуется своеобразием цветовосприятия. Так, С.Е. Игнатьев, Т.С. Комарова выделяют возрастные нормы восприятия детьми цвета в соответствии с тремя этапами.

Первый этап связан с усвоением эталонной системы цветов. Определяющим в формировании цветовых восприятий является слово. Называние, произнесение вслух названия цвета способствует вычленению данного цвета из других. На этом этапе дети способны применять цвет как важнейшую характеристику реального предмета, не замечая разнообразие цвета предмета. Отмечаются прочные установившиеся ассоциативные связи между наименованием цвета и определенным предметом. Происходит усвоение наиболее часто встречающихся цветов, а именно красный, зеленый, желтый, синий и др.; серый, голубой, розовый усваиваются позже.

Второй этап представляет собой разрушение цветовых стереотипов, понимание того, что цвет предмета зависит от условий: освещенности, положения в пространстве. Дети умеют словесно обозначить цвет, способны детально анализировать цвет, развивающегося на основе жизненного опыта, знаний элементарных основ цветоведения и поставленной педагогом задачи наблюдать и дифференцировать цвет.

Третий этап подразумевает понимание взаимосвязи цвета и характера изображаемого. Цвет, выступая в качестве средства художественной выразительности, помогает вызвать то или иное художественное впечатление, эмоцию у зрителя. Осознанное владение этим навыком также формируется в процессе восприятия произведений искусства, знаниями о символике, традициях, психологии восприятия цвета [1; 3].

В своей практической деятельности мы акцентируем внимание на проблеме развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию. Процесс эмоционального переживания дошкольниками цветового богатства окружающего мира и изобразительного искусства выступает условием сознательного усвоения знаний, умений, навыков, которые необходимы для создания выразительного образа в рисунке. Приобретенные умения и навыки способствуют глубокому эмоциональному переживанию и пониманию красоты цвета и его сочетаний в изображении.

Для организации работы по развитию чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию рекомендуем учитывать следующие требования:

  • создавать эмоциональную атмосферу переживания цветового многообразия окружающего мира в процессе восприятия;
  • включать комплекс творческих заданий по развитию чувства цвета в процесс художественно-эстетического развития;
  • включать в организованную образовательную деятельность (рисование) игровые элементы, имеющие яркую цветовую характеристику;
  • создавать доверительную диалогическую форму общения в организованной и самостоятельной деятельности, которая направлена на развитие активности детского художественного восприятия;
  • учитывать индивидуальные, психолого-физиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста;
  • поддерживать творческую инициативу в процессе рисования, в особенности при решении цветовых задач;
  • активно использовать произведения детского творчества в деятельности детей в условиях дошкольного учреждения;
  • применять в работе с детьми различные художественные материалы;
  • использовать комплекс наглядных пособий по цвету.

Эффективность развития чувства цвета у старших дошкольников в процессе обучения рисованию достигается, если:

  • создать систему работу по развитию чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию, которая включает специально разработанную последовательность занятий;
  • целенаправленного отбирать и изготавливать пособия для работы с детьми;
  • использовать дидактические игры на занятиях по рисованию и в самостоятельной деятельности детей;
  • использовать детские работы в оформлении стендов дошкольного учреждения как средства эстетического оформления среды.

Как отмечено выше, для развития чувства у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию мы используем дидактические игры, которые, в свою очередь, делятся на несколько видов:

  • игры с предметами: игрушки и реальные предметы;
  • настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино;
  • подбор картинок по парам: найти среди разных картинок две совершенно одинаковые: две шапочки, одинаковые по цвету, оттенку, или две куклы одетых в одинаковые по цвету платья;
  • словесные игры построены на словах и действий играющих.

Приведем пример дидактических игр, которые мы используем на занятиях по рисованию для развития чувства цвета у старших дошкольников.

«Найди недостаток в портрете»: детям раздаются изображения лица одного и того же мальчика с разными недостатками, предлагается определить недостающие части лица, дорисовать их.

«Составь натюрморт»: каждому ребенку дается набор изображений неживой природы и живой природы, они составляют натюрморт, отбирая изображения, присущие только этому жанру, дают название работе.

«Чудесные превращения»: детям предлагается прослушать загадки и нарисовать отгадки. Побеждает тот, кто справится с заданием быстрее и правильнее.

Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (Дерево)

Зимой и летом одним цветом. (Елка)

Она под осень умирает И вновь весною оживает. Коровам без нее беда: Она их главная еда. (Трава)

Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет. (Туча)

Серебряные нити сшивают землю с небом. (Дождь)

«Цветное чаепитие у Маши и Даши»: педагог говорит, что куклы хотят пригласить своих подружек на чай, а не умеют сервировать стол, поэтому предлагает детям помочь им. Педагог говорит: Давай подумаем вместе, как лучше распределить посуду. Посуда одинаковая по цвету или разная? А какого цвета одежда у кукол? Какая посуда больше подходит кукле с красным бантиком? А какую посуду нужно отобрать для куклы в синем?

«Цветные нюансы»: педагог говорит о том, что иногда художники пишут копии своих картин, которые полностью повторяют оригинал или же имеют какие-то отличия. Детям предлагается сравнить натюрморты и найти 5 отличий. А потом попробовать нарисовать с натуры свой натюрморт.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что мир цвета важен и сложен. Одним из союзников педагога по развитию внутреннего мира ребенка является именно цвет. Сформированное чувство цвета у ребенка, умение работать с цветом в процессе рисовании оказывает влияние на эмоциональное состояние, проявление отношения к изображаемому. Развитие чувства цвета у дошкольников осуществляется наиболее успешно в грамотно организованном образовательном процессе в условиях дошкольного учреждения. Поэтому педагогу следует внимательно подходить к обучению рисованию старших дошкольников, развитию у них чувства цвета.

Литература

  1. Игнатьев, С.Е. (2007), Закономерности изобразительной деятельности детей, учебное пособие для вузов, М.: ГРИФ, 189.
  2. Иттен, И. (2004), Искусство цвета, М.: Издатель Д.Аронов, 95.
  3. Комарова, Т.С. (2009), Школа эстетического воспитания. М.: Мозаика-Синтез, 418.
  4. Комарова, Т.С., Размыслова, А.В. (2007) Цвет в детском изобразительном творчестве, М.: Педагогическое общество России, 144.
  5. Коменский, Я.А. Мир чувственных вещей в картинках, URL: https://www.twirpx.com/file/599330/ (дата обращения: 16.03.2019)
  6. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки (2004), М.: Академия, 232.

08.10.2020 00:47


Рекомендуем курсы ПК и ПП