СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие наблюдательности у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачей воспитания всесторонне-гармонически развитой личности была и остается одной из главных задач дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Развитие наблюдательности считается в дошкольной педагогике и психологии одной из главных задач умственного воспитания.

Большое значение развитию наблюдательности придавали известные педагоги прошлого: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова и др.

В советское время о развитии наблюдательности говорили: Н.К. Крупская, Э.И. Залкинд, П.Г. Саморукова, В.А. Сухомлинский и др.

Психологи В.Г. Ананьев, Л.В. Занков и другие вскрыли особенности развития наблюдательности в различных аспектах. Так В.Г. Ананьев рассматривал наблюдательность как совокупность личных качеств и способностей человека.

В педагогическом словаре наблюдательность рассматривается «как способность наиболее полно подмечать свойства и особенности предметов и явлений. Уровень наблюдательности определяется глубиной анализа непосредственно воспринимаемых объектов, дифференцированностью различения в них частей и признаков, правильностью оценки связей и отношений в наблюдаемой действительности.

Изучение развития наблюдательности у детей необходимо, так как это поможет раскрыть особенности не только ее возникновения, но и постепенного становления более сложных и развитых форм активной и мыслительной деятельности детей.

Всякое познание начинается с живого созерцания, то есть с непосредственных ощущений и восприятий. Непосредственное восприятие окружающего мира имеет большое значение в познавательной деятельности дошкольника. Оно создает основу и является силой умственного развития ребенка.

Интерес к природе со стороны взрослых играет огромную роль в воспитании ребенка. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, дает начало умозаключениям. Мы в своей работе по развитию наблюдательности у детей дошкольного возраста, изучаем такой аспект – как природа. Природные объекты с самого раннего детства окружают ребенка. О значении природы в воспитании ребенка много писали классики педагогики. Особую роль отводил ей К.Д. Ушинский: «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, - писал он – самое тщательное воспитание без этого агента будет отзываться сухостью, односторонностью».

Проблема состоит в том, что воспитателю необходимо не только знания, но очень важно не потерять живой интерес ребенка к окружающему миру. Развиваясь и совершенствуясь под влиянием воспитательно-образовательной работы – восприятие детьми природы становится все более целенаправленным актом, превращается в сознательное наблюдение, и дети приобретают все более правильные и точные знания о природе. Поэтому необходимо внимательное руководство со стороны взрослого, чтобы дать должное направление детской любознательности и одновременно в ней воспитывать наблюдательность, развивать мышление и внимание, расширять кругозор ребенка.

22.07.2016 20:38


Рекомендуем курсы ПК и ПП