СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческой личности посредством вовлечения школьников в научно-исследовательскую работу в области биологии и экологии.

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Как сделать так, чтобы и в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, со школьной скамьи. Особенно важна эта проблема в сельской школе, т.к. дети гораздо ближе к природе и чаще общаются с природными объектами, лучше понимают и чувствуют связь природы – общества – человека. Но при этом у них гораздо меньше возможностей в развитии своих способностей. Это недостаток информации, который связан с малым количеством библиотек, недостаточно литературы; отсутствие учреждений, где ребёнок мог бы развивать свои способности. Большая удалённость от районных и областных центров, где есть станции юннатов, ВУЗы и другие учреждения, оказывающие помощь в развитии ребёнка; недостаточное финансирование школ и ряд других проблем. Важно учитывать и возрастные особенности школьников. Юношеский возраст – это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность – время самоубеждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний. «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить огня этого, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, ни стеснять его свободного горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества»,- писал К.Д.Ушинский (Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – М.; М., 1946.-с.221). Активность личности не только предпосылка, но и результат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удаётся сформировать общественно активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость себе и людям. Изучение продуктов ученического творчества может сказать о многом. Однако существуют дети, которые неуверенны в себе и не сразу раскрываются. Им нужна помощь. Как организовать работу? В первую очередь, это широкая возможность использования диагностики. В начале года с помощью опроса я выявляю проблемы, мешающие ребятам заниматься активно, творчески. Затем подобираю методы и формы работы с такими детьми. Изучаю коммуникативные способности ребят. Такое исследование помогает определить степень их интеллектуальных возможностей и темы коррекционной работы. Тест для оценки нереализованного потенциала позволяет прогнозировать успех. В работе использую упражнения для развития памяти, внимания, логического мышления, творческого и нестандартного мышления, стимулирую развитие исследовательских качеств ребят. У меня сложилась определённая система работы с одарёнными детьми, накоплен опыт организации учебно-исследовательской деятельности. Работу я строю по следующим принципам: а)интегральности – объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные в результате исследовательской работы, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы; б)непрерывности – процесс длительного профессионального ориентирующего образования и развития творческих способностей; в)межпредметного многопрофильного обучения, в котором предполагается глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда. Образовательно-воспитательные задачи стараюсь решать на трёх уровнях: -информационном – получение новых знаний; -эмоциональном – через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности; -нравственно-психологическом – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов. Вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность таким образом, чтобы эта деятельность стала потребностью,- процесс длительный и сложный. Я выделяю на этом пути несколько этапов: учебно-исследовательская деятельность на уроках, при подготовке домашних заданий и во внеурочной деятельности. На уроках и на занятиях в сфере дополнительного образования я применяю исследовательские методы обучения. Это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности обучающихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Исследовательский метод обучения стараюсь применять на любом материале и в любом школьном возрасте. Использую различные дидактические средства создания проблемных ситуаций: исследовательские задачи, проблемные вопросы, моделирование эксперимента, дискуссии. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей обучающихся выделяю различные способы создания проблемной ситуации. Рассмотрим их и проиллюстрируем примерами. 1.Выдвижение проблемного вопроса. Чем можно объяснить тот факт, что пищевые цепи не бывают очень длинными? 2.Создание проблемной ситуации на основе высказывания учёного. Как вы объясните высказывание К.А.Тимирязева о том, что растениям принадлежит «космическая роль»? 3. Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту. Приспособленность живых организмов к определённым условиям среды объясняот: а)как результат создания видов творцом (К.Линней); б)как способность организмов изменяться соответственно изменяющимся условиям среды (Ж.Б.Ламарк); в)как результат выживания особей, у которых благодаря изменчивости развились признаки, лучше соответствующие данным (Ч.Дарвин). Какую точку зрения вы выберите и почему? 4.Сообщение парадоксального факта. Чем объяснить такой парадоксальный факт: «Цветение» воды – Массовое размножение водорослей – сопровождается гибелью (замором) рыбы? 5.Демонстрация опыта или сообщение о нём могут стать основой для создания проблемной ситуации. В двух одинаковых сосудах находится культура хлореллы. В опытный сосуд поместили планктонных ракообразных, питающихся хлореллой; через некоторое время численность хлореллы в нём увеличилась по сравнению с контрольным сосудом. Найдите объяснение полученным результатам. Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у детей приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования, т.е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора экологически целесообразного решения. Развитию интеллектуальных умений способствует решение на уроке биологических задач познавательного характера. Приведу пример. Жители больших городов часто испытывают недостаток витамина Д, что сказывается на состоянии скелета, особенно в процессе его формирования. Предложите объяснение этому факту. Помимо создания проблемных ситуаций я использую и другие методические приёмы управления познавательной деятельностью учащихся. Их можно разделить на три группы: 1.Приёмы, активизирующие деятельность обучающихся на этапе восприятия и способствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу. 1)Приём новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных. 2)Приём семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова. 3)Приём динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике. 4)Приём создания проблемной ситуации. 5)Приём значимости, при котором создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной или эстетической ценностью. 2.Приёмы активизации деятельности обучающихся на этапе осмысления (усвоения) изучаемого материала. 1)Эвристический приём (трудный вопрос с наводящими вопросами). 2)Сократический приём (обсуждение спорных вопросов). 3)Исследовательский приём(решение познавательной задачи). 3. Приёмы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний. 1)Приём натурализации. 2)Приём моделирования. 3)Приём схематизации. 4)Приём символизации. Это лишь некоторые аспекты экологического образования. При подготовке домашних заданий обучающиеся проводят наблюдения, ставят опыты, анализируют тексты, готовят вопросы для дискуссии, создают творческие работы(сценарии, сказки, стихи, загадки). Самое интересное время наблюдений – лето. Каникулы. Много свободного времени. Можно наблюдать интересные явления в природе. Летние задания имеют два направления: исследование флоры и фауны и сбор коллекций, фото- и видеоматериалов. Важным этапом работы является итоговая конференция. Ребята делают отчёт о проделанной работе. В каждой работе важно найти положительный момент, т.к. это необходимо для того, чтобы у школьников возникло чувство удовлетворения от выполненной работы и желание продолжить избранную деятельность. Одним из главных результатов своей работы считаю создание атмосферы научного поиска, формирование у ребят нравственных ценностей, определяемых понятиями долг, честь, достоинство, патриотизм. Помимо познавательного, развивающего значения у детей формируется успешность, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности в условиях рыночных отношений. Диагностика результатов работы в конце года показала динамику в развитии детей. Из этого следует, что развитие творческой личности с использованием научно-исследовательской работы в области биологии и экологии имеет положительный результат. Только увлечённый человек успешен.

Категория: Биология
17.06.2015 22:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!