СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) лежит системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова, В.Я. Рубцова. Он обеспечивает формирование готовности к непрерывному образованию учащихся, активную учебно-познавательную деятельность. Выпускник основной школы должен уметь применять полученные знания на практике, ориентироваться в мире профессий, сотрудничать для достижения результатов.
Как показывает практика, учителя среднего и старшего звена сталкиваются с несформированностью у большинства учащихся умения осмысленного восприятия информации и ее переработки, применительно к предмету Иностранный язык (далее ИЯ) - технических навыков чтения и письма, самостоятельного построения речевые высказываний в монологической и диалогической формах. Часто ученик не в состоянии определить цель своей деятельности на уроке, адекватно оценить свою работу и труд сверстников, оказывается неготовым к групповым работам. Наконец, у современных детей не сформирована внутренняя положительная мотивация к изучению иностранного языка в целом.
Причины неуспешности учащихся следует искать в начальном образовании, слабым местом которого остается неспособность научить школьников самостоятельно учиться, а слабым местом языкового образования – недостаточная подготовка к успешному включению в иноязычную деятельность более сложного уровня. Восполнить данные пробелы призвана концепция развития универсальных учебных действий. «Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролтировать и оценивать учебные действия и их результат» [5, стр. 5, 6].
В настоящее время в качестве инвариантной основы образовательного и воспитательного процесса начального звена признается формирование УУД, которые в широком значении понимаются как «умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ним навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [7, с. 53].
Функции УУД включают обеспечение возможности учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации, обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование компетентности в любой предметной области. Умение учиться означает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, включая:
В состав основных видов УУД входят четыре блока:
1. Личностный. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
2. Регулятивный. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают учащимся умение организовывать учебную деятельность.
3. Познавательный. Познавательные универсальные учебные действия включают действия, направленные на успешное овладение изучаемым материалом.
4. Коммуникативный. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Представим их характеристику УУД с учетом специфики предмета «Иностранный язык».
1. В блок личностных действий входят действия личного и профессионального самоопределения (формирование Я-концепции), действия смыслообразования (установление связи между результатом учебной деятельности по овладения ИЯ и ее мотивом), действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей (оценка того, что ученик слышит и читает на ИЯ, и того что он говорит и пишет сам).
2. В блок регулятивных действий входят:
1) действия целеполагания (постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и того, что еще предстоит выяснить);
2) действия планирования (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий);
3) действия прогнозирования (предвосхищение результата, в том числе уровня усвоения знаний);
4) действия контроля (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);
5)действия коррекции (внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами);
6) действия оценки и самооценки (осознание того, насколько хорошо он или его сверстники овладели различными видами речевой деятельности, каков уровень в освоении ИЯ, чему еще предстоит научиться);
7) действия саморегуляции (умение сосредоточиться, проявить настойчивость и усилие при овладении продуктивными видами речевой деятельнсти на ИЯ).
3. В блок познавательных универсальные учебных действий входят учебные, логические учебные действия, а также постановка и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
2) поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
3) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
4) выбор наиболее эффективных языковых средств в зависимости от конкретных условий;
5) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности по овладению ИЯ;
6) смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-_символические действия, включающие действия моделирования. З.Н. Никитенко выделяет следующие УУД:
Логические универсальные действия:
1) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
2) синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетаний, предложений);
3) выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
4) подведение под понятие, выведение правил построения иноязычной речи;
5) установление причинно-следственных связей;
6) доказательство;
7) выдвижение гипотез и их обоснование.
А.Г. Асмолов выделяет также среди логических УУД построение логической цепочки рассуждений.
Постановка и решение проблемы:
1) формулирование проблемы;
2) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Умение решать познавательные проблемы и задачи (речевые задачи и задачи общения) является, на наш взгляд, важнейшим познавательным действием, которая призвана формировать система начального обучения. Решение коммуникативных задач является одновременно и целью, и средством овладения иноязычной речевой деятельностью.
4. В блок коммуникативных действий входят:
1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками на уроке ИЯ — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
2) постановка вопросов — умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной речевой деятельности;
3) инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации ;
4) управление поведением — контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных;
5) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Коммуникативные действия формируются в совместной работе учащихся при условии создания благоприятной для иноязычного общения атмосферы поддержки и заинтересованности.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
© 2015, Плотникова Татьяна Алексеевна 963