Изучение математики способствует всестороннему развитию умственных способностей младших школьников: памяти, логического и критического мышления, интуиции, воображения, внимания, информационной культуры, формирования первичных умений доказательно размышлять и объяснять свои действия. Именно в младшем школьном возрасте большие изменения претерпевает внимание.
С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. У них пропадает интерес к изучению предметов, в частности к предмету математика. Поэтому, задачей учителя становится поиск эффективных форм и методов обучения математики, которые способствовали бы развитию внимания младших школьников.
Одна из возможностей развития внимания у младших школьников на уроках математики, лежит в широком применении наглядного материала и дидактической игры.
Наглядный материал – это яркий демонстрационный материал, который применяется на уроках математики для активизации внимания у учащихся. Придавая урокам красочность и разнообразие, что в начальной школе является немало важным.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
Могут ли наглядный материал и дидактические игры являться эффективным средством развития внимания у учащихся на уроках математики? В этом заключается вопрос моего исследования в котором я попыталась разобраться.
Эта проблема нашла отражение в фундаментальных работах: Д.Б.Эльконина, И.Л.Банных, С.И.Волкова, Н.Н.Столярова и т.д.
Процесс развития внимания в трудах педагогов и психологов изучен достаточно тщательно. Но все-таки остаются не решенными некоторые вопросы. Одним из главных является – развития внимания младших школьников.
Для достижения результатов всегда ставится цель, я перед собой поставила теоретически обосновать и выявить педагогические условия развития внимания младших школьников на уроках математики. Определить наиболее эффективные методы, формы и средства развития внимания младших школьников на уроках математики.
В соответствие с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной
проблеме;
- выявить возможности эффективного развития внимания на уроке
математики;
- проанализировать программу курса математики для начальных классов
общеобразовательных школ;
- провести экспериментальное исследование по развитию внимания младших школьников посредством дидактической игры и наглядного материала;
- на основе анализа психолого – педагогической, методической литературы
собственного опыта проведения уроков с использованием наглядностей и
игр обосновать необходимость применения наглядного материала и
дидактической игры на уроках математики.
В работе получили дальнейшее развитие творческие взгляды на природу развития внимания и сущность внимания, поставлена и решена задача выявления условий развития внимания младших школьников на уроках математики.
Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.
По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей.
В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным.