СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексия на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чем больше человек знает о том, что уже сделано,

тем больше в его силах понять,

что нужно делать дальше.

Б. Дизраэли.

Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их.

А учитель должен соответствующим образом организовать учебную деятельность, создать условия для превращения ребёнка в субъекта, заинтересованного в самом изменении и способного к нему.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Для своего выступления я выбрала давно интересующую меня тему «Рефлексия на уроках в начальной школе». В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

(из ФГОС)

По мнению педагогов :

«Человек идентичен самому себе. Задача учителя помочь осознать эту идентичность, обнаружить её, понять, как я сам себя развиваю и воспитываю. Осознание индивидуальности идёт через сравнение с самим собой: что я знаю?, чего не знаю?, чем прирос?

Порождаются знания о способах самостроительства, целеполагания, рефлексии способа: что делаю?, для чего?. Индивидуальная образовательная программа учащихся предполагает: рефлексию, пробы, следующий шаг, снова рефлексия, проба, следующий шаг.»

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. А что же такое рефлексия?

Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию, как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию, как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)

Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов)

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Рефлексия связана с другим важным действием – целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.

К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:

  • диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;

  • проектировочную функцию – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;

  • организаторскую функцию – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;

  • коммуникативную функцию – рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;

  • смыслотворческую функцию – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;

  • мотивационную функцию – определение направленности и целевых установок деятельности;

  • коррекционную функцию - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя, изгоем.

  • Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
  • Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
  • Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Важен психологический подход к организации рефлексии ученика. Задача педагога создать для ученика такие условия, чтобы он захотел говорить о проведенном уроке или своей деятельности.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.

При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.

Классификация рефлексии:

1) По содержанию может быть: устная и письменная.

2) По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.

4) По функциям: физическая ( успел - не успел, легко-тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял - не понял, какие затруднения испытывал).

Учебной рефлексии может подвергаться:

  1. Настроение, эмоциональное состояние, чувства и ощущения, протекающие в той или иной образовательной ситуации. Проведение ее целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

  1. Деятельность обучающихся, что дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии дает возможность оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.

  1. Содержание учебного материала. Этот вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.

Некоторые приемы организации рефлексии на уроке.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

1. «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

2. « Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

3. «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

4. Эмоционально-художественное оформление.

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

5. Оценка своего эмоционального состояния: наглядная игра: « Каким я себя ощущаю »

Эта игра помогает определить эмоциональное состояние ребенка на уровне ощущений. Как он себя ощущает: плохо ( грустно)- фиолетовый цвет, хорошо – стабильное уравновешенное состояние внутренней гармонии - зеленый цвет, отлично (эмоциональный подъем) – розовый цвет. Перед началом занятий, дети, используя цветные магниты показывают свое эмоциональное состояние.

6. «Мой школьный день»

В период адаптации первоклассники испытывают не только физические нагрузки, но и эмоциональные, которые, сказываются не только на физическом состоянии ребенка, но и на его учебной деятельности.

Для того чтобы узнать эмоциональное состояние детей во время учебного процесса, мной была разработана наглядная игра « Мой школьный день»

Цель игры: определить изменение эмоционального состояния в течение дня ( с момента прихода и до конца учебного времени) первоклассника в период адаптации к школе

. Эта игра учит ребят определять и дифференцировать эмоциональное состояние друг друга, а учителя, информирует об уровне работоспособности каждого ребенка.

Ведь в данный момент она целиком зависит от эмоционального настроя ученика. Глядя на стенд, я вижу, кто будет работать сегодня на уроке отлично, а кого не следует сегодня тревожить и ненавязчиво постараться ему помочь, выяснить причину его состояния.

Рефлексия деятельности

1. Учебный день начинаем с постановки цели. Наглядная игра « Что я сегодня хочу сделать отлично»

Так как в младшем школьном возрасте желаний у детей много, учу детей вычленять самое главное на сегодняшний день и идти к этой цели на протяжении всего учебного дня.

Итак, работа заключалась в следующем: каждое утро учащиеся заходя в класс, начинали с того, что ставили перед собой цель, что бы они хотели сделать сегодня на отлично, в чем хотели бы добиться успеха сегодня и записывали свои цели на стенд «Сегодня я хочу сделать отлично

А потом в конце дня записать свой результат в «Калейдоскоп успешных дел». И неважно, что сегодня не удалось достигнуть своей намеченной цели, зато у ребенка получилось сделать что - то другое. Ведь всегда есть то, за что ребенок может себя похвалить, тем самым подняться в своих глазах и глазах ребят.

2. « Шаги к успеху»

Чтобы научить детей правильно оценивать свои успехи и возможности, без ущерба для его личности и здоровья, после прохождения новой темы, в конце урока, прошу подойти детей к таблицам и показать уровень усвоения ими учебного материала с помощью разноцветных магнитов.

Чтобы уметь учиться, надо освоить 12 качеств успешного человека:

- настойчивость;

-целеустремленность;

- трудолюбие и т.д .

-целеустремленность;

- трудолюбие и др.

Эта схема всегда находится перед глазами детей и в «Калейдоскопе успешных дел» они отмечают, какой еще шажок они сделают в своём стремлении к достижению успеха.

3. Наглядная игра « Вершина успеха»

Дети указывают,какими качествами успешного человека они овладели за время обучения в начальной школе. Такие проверки проводятся каждую четверть.

4. Диагностика успеха

Чтобы дети научились выявлять свои успехи и неудачи в учебной деятельности, их причины. еженедельно проводится диагностика успеха.

5. Самоанализ работы

Важное значение в учебной деятельности имеет умение анализировать свою работу, находить ошибки и выявлять причину их возникновения, находить пути их исправления.

6. Взаимопроверка.

Имеет большое значение в развитии коммуникативных умений.

7. Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

Варианты:

    • «На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался.» ;
    • «Я похвалил бы себя…»;
    • «Особенно мне понравилось…»;
    • «После урока мне захотелось…»
    • «Сегодня мне удалось…»; « Я сумел …»
    • «Было интересно…»; «Было трудно…»;
    • «Я понял, что…»; «Теперь я могу…»;

15.02.2023 18:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!