Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования подразумевает повышение качества образования абсолютно всех лиц, достигших школьного возраста независимо от их особых образовательных потребностей. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и обучающихся с задержкой психического развития, предполагается разработка и реализация специальных коррекционных программ, которые будут способствовать созданию необходимых образовательных условий [5; 4].
Дети с задержкой психического развития входят в одну из более предрасположенных к инклюзивному обучению групп. Поскольку данный диагноз имеет временный и временной характер, то есть в условиях целенаправленной коррекционной работы нескольких специалистов одновременно за достаточно длительный срок (от пары до десятка лет) ребенок с задержкой психического развития имеет шанс достичь уровня развития в соответствии с нормой [1].
Инклюзия подразумевает получение образования таким ребенком в массовом учебном заведении среди нормально развивающихся сверстников, но с учетом его особых образовательных потребностей. Инклюзивное образование на сегодняшний день одно из перспективнейших направлений специального образования.
Однако в редких современных школах есть такая должность, как педагог-дефектолог, специалист который может организовать правильно построенную коррекционную деятельность, и эти обязанности ложатся на плечи педагога без специальной подготовки. В связи с этим, актуальной проблемой начального общего образования на сегодняшний день становится разработка и реализация коррекционной программы для детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного учреждения, которая могла бы осуществляться одним педагогом параллельно с любой другой общеобразовательной программой.
Считаем необходимым, выделить наиболее важные особенности разработки и реализации коррекционной программы при обучении детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного обучения.
- Учет возможностей обучающегося и ориентация на зону его ближайшего развития при разработке системы заданий, то есть предлагать ребенку следует сначала наиболее простой вариант методики и только после того, как он получит положительный результат, дать возможность выполнить задание сложнее [21; 3].
- Направления коррекционной работы и ее содержание должно перекликаться с темой самого занятия и формируемыми на этом уроке универсальными учебными действиями.
- Индивидуальная коррекционная работа должна занимать 10 – 15 минут от урока. Так же она может присутствовать и в выполнении обязательных учебных заданий (Например, формирование умения ориентироваться в задании может проходить в рамках выполнения учебных упражнений).
- Задания для выполнения той или иной методики не должны дублироваться, так как это не будет способствовать развитию необходимых психических процессов.
- Коррекционная работа не должна строиться только на анализе и выполнении тех заданий, которые предлагает общеобразовательная программа. Суть коррекционной работы заключается в развитии и компенсации тех психических процессов, которые в этом нуждаются. Поэтому задания, упражнения и методики должны быть разнообразными, носить познавательный и развивающий характер.
- Использование дополнительных, чаще всего игровых, видов деятельности позволяет снижать утомляемость, повышать мотивацию и при этом способствует развитию тех или иных психических процессов обучающихся. Дети с задержкой психического развития кроме коррекции получают еще и эмоциональное удовлетворение, так как выполнение подобного задания обеспечивает ситуацию успеха.
- В условиях интегрированного обучения педагогу бывает достаточно сложно одновременно уделять большое количество времени для индивидуальной работы на уроке и детям с задержкой психического развития, и их нормально развивающимся сверстникам. По этой причине считаем необходимым как можно чаще давать возможность обучающимся с особыми образовательными потребностями выполнять задания самостоятельно. Так как совместную проверку уже выполненного задания и рефлексию можно провести во время выполнения самостоятельной работы основной части класса, после окончания урока или в конце учебного дня.
Однако не стоит часто и на длительное время оставлять детей с задержкой психического развития после окончания учебного дня для дополнительной коррекционной работы. Нельзя забывать о том, что такие дети и без того утомляются гораздо быстрее своих ровесников. К тому же учебная мотивация будет только снижаться из-за нежелания ребенка снова оставаться после уроков, вместо того, что бы идти с одноклассниками домой.
- Оценка деятельности ребенка с задержкой психического развития должна быть более щадящей, направленной на положительные моменты, а так же на создание ситуации успеха. Однако она не всегда должна быть публичной, иначе у остальной части детского коллектива может возникнуть чувство несправедливости, так как обучающиеся не могут и не должны видеть большую разницу между своими способностями и способностями других детей.
- В целях предотвращения утомляемости для детей с задержкой психического развития следует чаще менять вид деятельности, причем необходимо чередовать более сложные и простые задания, а так же использовать по мере надобности здоровье сберегающие технологии.
- Помимо педагога коррекционную работу с ребенком с задержкой психического развития должны вести логопед и педагог-психолог. Поскольку, только при условии совокупной деятельности нескольких специалистов одновременно будет получен максимальный результат [47;3].
Соблюдение данных правил поможет организовать процесс коррекционной работы так, что бы и учитывались индивидуальные требования и возможности детей с задержкой психического развития, а так же не ущемлялось право на получение образования другими обучающимися этого класса. Потому что даже в условиях инклюзивного образования мы не можем забывать о том, что каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе не зависимо от его физических и психических особенностей. В свою очередь состав детского коллектива может быть весьма разнообразным. И педагогу следует способствовать дальнейшему развитию каждого обучающегося.
Список литературы
- Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях образовательной интеграции. [Текст] / Н.В. Бабкина //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - №1. - С.23 - 31. - ISSN 2074-4986
- Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. [Текст] / Н.Л. Белопольская - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 148 с. - ISBN 5-204-00193-X
- Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. [Текст] / Т.В. Егорова // Учеб. пособие. - Балашов: Николаев, 2002. - 80 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с. – (Стандарт второго поколения). – ISBN 978-5-09-025477-9.