СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели». (А. Маркушевич)

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка не просто интересное времяпровождение, но и способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает модель взаимоотношений со сверстниками. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра способствует развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей. [2. с.45] В особенности сложное педагогическое явление представляет собой дидактическая игра. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А. П. Усовой, Е. И. Радиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, З. М. Богуславской, Е. Ф. Иваницкой, А. И. Сорокиной, Л. А. Венгером, А. К. Бондаренко, Е. И. Удальцовой. Дидактическая игра как практический метод широко применяется при обучении математике на занятиях в детском саду. Она повышает эффективность восприятия детьми учебного материала, вносит в него элемент занимательности. Основная цель формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы дать им начальные понятия, научить простым способам выполнения математических действий, подготовить к самостоятельному применению этих умений. С помощью дидактических закрепляются и углубляются те знания и умения, которые изучались на занятиях по математике. В настоящее время проблема обучения математике в детском саду приобретает все большее значение. Вследствие чего перед нами была поставлена цель — определить теоретические основы дидактических игр и их влияние на формирование математических представлений у детей. В своей работе мы использовали множество дидактических игр различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

- Игры на количество и счет: «Сколько было? Сколько стало? Сколько всего?», «Узнай цифры», «Много-мало» и т.п. Задача этих игр – способствовать закреплению количества предметов.

- Игры на закрепление формы предмета: «Из каких фигур состоит предмет?», «Геометрическое лото», «Подбери по форме», и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

- Игры на закрепление величины предмета: «Что изменилось?», «Раз, два, три - ищи», «У кого хвост длиннее» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

- Игры на ориентировку в пространстве: «Что где находится?», «Угадай где?», «Положи куда скажу» и т.п. Эти игры направлены на определение положения предмета по отношению к себе, развивают умение двигаться в заданном напрвлении.

- Игры на ориентировку во времени: «Когда это бывает?», «Вчера-сегодня-завтра», «День-ночь» и т.п. Эти игры расширяют представления о частях суток, их последовательности; учат ориентироваться в последовательности названий ближайших дней.

Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста.

Таким образом, дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. Исходя из выше изложенного, нами был сделан вывод о том, что с помощью дидактических игр при изучении математики можно добиться максимальной результативности. Дидактические игры повышают эффективность педагогического процесса, способствуют развитию памяти, логики и оказывают огромное влияние на умственное развитие ребенка. Если при проведении работы по математическому развитию детей использовать дидактическую игру, то это позволяет сделать работу с детьми более продуктивной, улучшить их внимание, воображение и сенсорное развитие.

Литература:

1. Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В. П. Математика для дошкольников. — М.: Просвещение, 1997. — 175 с.

2. Сорокина, А. И. Дидактическая игра в детском саду. — М.: Просвещение, 1982. — 98с. 3. Лозина, В. А. Формирование элементарных математических представлений, Мозаика –Синтез, 2012. — 80с.

4. Пидкастый, П. И. Технология игры в обучении — М.: Просвещение, 1992. — 238 с. 5. Смоленцева, А. А. Сюжетно- дидактические игры. — М.: Просвещение, 1987. — 96 с.v

23.02.2019 20:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!