СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Игра является неотъемлемой частью детского развития, служа не только источником удовольствия, но и важным средством формирования социальных, эмоциональных и когнитивных навыков. В первую очередь, игра дает детям возможность реализовать свои мечты и фантазии, позволяя им экспериментировать с различными ролями и ситуациями. Особенно ценными являются сюжетно-ролевые игры, которые способствуют развитию воображения, креативности и понимания социальных норм. Однако, несмотря на признанное значение игры в процессе воспитания и обучения, многие родители и педагоги недооценивают ее роль, рассматривая игру как лишь развлечение. Важно отметить, что игра — это не просто свободная деятельность, а сложный и многогранный процесс, который развивает у детей навыки взаимодействия с окружающим миром. В процессе игры дети учатся преодолевать трудности, выражать эмоции, осознавать свою личность и взаимодействовать с другими.
1.Игровая деятельность ка средство развития психики и социализации ребенка Игра — свободная развивающая деятельность, которая, как правило, осуществляется по желанию, ради удовольствия от самого процесса. Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно- ролевая игра очень популярна, и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распре деление ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила. О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Необходимо отметить существенную особенность игры, отмеченную в свое время Д. Дьюи, тесно связывающую игру с фантазией, так как «ее стихия не реальный, а воображаемый мир. Ребенок удовлетворяется в игре простым значением, пребывает в им же созданном мире воображении». Гессен С. Выделяет главное свойство игры как поиск и эксперимент. В игре нередко происходит замещение предметов знаками и знаковыми действиями, которые несут глубокий потенциал воздействия на психику ребенка. Таким образом можно сделать вывод, что игра: 1) онтогенетический источник и средство формирования культуры и рефлексии ребенка; 2) основной способ человеческого общения с возможным и недействительным 3) социально-педагогическая форма организации всей детской жизни, «детского общества» 4) инстинктивное самообразование развивающихся задатков, бессознательное предварительное упражнение будущих серьёзных функций 5) форма проявления креативности ребенка В игре ребёнок обучается: • Эмоционально вживаться, «врастать» в сложный социальный мир взрослых людей. • Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков. • Осознать своё реальное место среди других людей. 5 • Уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра — это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых - закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности. • Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие. • Свободно выражать свои чувства. Ребёнок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относится к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений. • Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми. • В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение. Значение игры порой недооценивается. Впервые годы советской власти считалось, что игра ребенку не нужна это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и печет их там.
Влияние дидактических игр на развитие и социализацию детей Существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребёнка в школу (освоение им новой роли - роли ученика, установлении взаимоотношений со сверстниками и учителями). Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей. А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчёркивал: "Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка." С другой стороны, некоторые педагоги склонны, наоборот, неправомерно рассматривать дидактические игры лишь как средства интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов. Однако дидактические игры — это ещё игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, то есть в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. А.И.Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры - путешествия, игры - поручения, игры - предположения, игры- загадки, игры - беседы. Игры-путешествия признаны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. Игры-поручения по содержанию проще, а продолжительности -короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками словесные поручения. Игры-предположения. Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга. Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. Игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и 13 ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объёме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свёртывания игровых действий. В зависимости от того, какие материалы используются в дидактических играх, они делятся на предметные игры (лото, домино и др.), предметно-словесные и только словесные. Важно четко различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. По мере "вхождения" детей в новую для них деятельность – учебную - значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения.
В заключение, игра занимает центральное место в жизни детей, выступая не только как источник радости и развлечения, но и как мощный инструмент для их всестороннего развития. Она удовлетворяет эмоциональные потребности детей, способствует социализации и формированию ключевых жизненных навыков. Успешное использование игры в образовательном процессе требует от педагогов осознания ее многогранной природы, а также умения сочетать игровые элементы с образовательными задачами. Игровая деятельность не должна рассматриваться исключительно как средство обучения, так как это может привести к ограниченному восприятию ее значения в жизни ребенка. Необходимо помнить, что игра приносит радость и формирует оптимистичный взгляд на мир, что, в свою очередь, способствует здоровому психоэмоциональному состоянию детей. Выводы выдающихся педагогов, таких как А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий, подчеркивают важность создания радостной и активной образовательной среды, в которой игра служит основой для формирования коллектива и успешного освоения знаний. Следовательно, игра не только обогащает образовательный процесс, но и является ключевым элементом в воспитании гармоничной личности, способной к активной и успешной жизни в обществе.
© 2024, Гуляс Ангелина Олеговна 72