СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
РОЛЬ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ
М. В. Лушникова
Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького
Научный руководитель Канина А. Г.
В процессе взаимодействия важное место занимает «невербальное общение» - язык жестов и телодвижений. Социум зачастую направляется к этому методу передачи данных, разговаривая с теми, с кем встречаются в период обыденной жизни. С поддержкой этого языка, возможно установить отклик находящихся вокруг, их отношение.
В работах философов впервые появились знания о связях внутреннего мира человека с невербальным поведением. Целенаправленным изучением вербального и невербального человеческого общения начали заниматься в Риме (II-I вв. до н.э.). Цицерон утверждал, что все чувства оратора должны быть выражены на его лице. А в I веке до нашей эры Квинтилиан, теоретик ораторского искусства создал теорию жеста, осанки, мимики, правил движения рук, плеч, головы, постановки голоса и дыхания оратора. Он утверждал, что базой для открытия послужил не только ораторский опыт, но и основы риторики [4:4].
Язык жест является важной частью общения – иногда с помощью невербальных средств можно сказать больше, чем словами. Так, Аллан Пиз, австралийский специалист известный как «мистер язык тела» в своей работе «Язык телодвижений» описывает исследования профессоров. Альберт Майерабиан полагает, что посредством слов передается 7% информации, звуковых средств (тон голоса, интонация и т.п.) – 28%, а с помощью мимики, жестов и позы – 55%. Профессор Р. Бердвиссл установил, что в среднем в день человек говорит исключительно словами только 10-11 минут. А каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Рэй Бердвиссл сделал вывод, что словесное общение в диалоге занимает менее 35%, а более 65% информации передаются невербальным путем. Также, многие специалисты считают, что до двух третий получаемой информации поступает по невербальным каналам [4:5].
Понятие невербальной коммуникации в современной психологической литературе встречается довольно часто, но интерпретируются неоднозначно. Собольников В. В. позиционирует о том, что существуют расширенное определение, когда в невербальную коммуникацию включаются все продукты неречевой деятельности общества – «…от выражения лица и жестов до моды, театрального искусства, музыки, живописи и т.п.». Кроме того, автор соотносит между собой два понятия: «невербальная коммуникация» и «невербальное поведение личности». «Невербальное поведение личности – социально и биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную конкретно чувственную форму действий и поступков». Поэтому к области межличностной невербальной коммуникации, в широком смысле, можно отнести любое невербальное поведение, включенное в процесс общения [5:11-12].
Макаров И. В. говорит о том, что в процессе коммуникации речь выполняет функции сообщения и побуждения к действию: «Речь побуждает задуматься над чем-то, определенно отнестись к тому или иному событию, пережить чувства сожаления, возмущения, радости и т.п.». Но он также убежден, что речь невозможна без дополнения невербальных средств общения: «Хотя речь и служит универсальным средством общения, она необходимо дополняется употреблением невербальных средств общения, которые имеют для коммуникации гораздо большее значение, чем сами речевые высказывания» [3:122-123].
Следует сказать, что подходы к классификации есть самые различные, но более планомерно, на наш взгляд, невербальные средства общения просматриваются у М. Аргайла. Он классифицирует жесты по функциональным признакам [5:16]: иллюстрированные и другие связанные с речью знаки; конвенциальные жесты; движения, выражающие эмоции; движения, выражающие личность; ритуальные жесты. Автор говорит о том, что жесты бывают простые (поднять руку, чтобы выразить свое мнение в аудитории), которые состоят из одного движения, составные (аплодисменты) – несколько однородных движений, сложные (сплюнуть через правое плечо) – несколько неоднородных движений и взаимные (рукопожатие, приветствие) [5:17].
Чернышова Лидия Ивановна выделяет всего три вида общения: межличностное (между двумя-тремя субъектами); личностно-групповое (между одним человеком и группой); межгрупповое (общение между группами людей) [6:20].
Особое внимание выделим межличностному общению. Чтобы в данной коммуникации превалировал успех, особо важно понимание интересов и коммуникативных запросов участников диалога. Межличностную коммуникацию определяют по существенно разным основаниям. В результате этого, Венедиктова Т. Д. дает этому разные определения:
1. Элементарное. Данное определение исходит из того, что конкретное лицо или небольшая группа лиц является источником и получателем сообщения. Такой вид общения дает возможность «здесь и сейчас» получить обратную связь.
2. Реляционное. Это определение, которое описывает взаимодействие коммуникацией между двумя людьми, которые в свою очередь находятся в определенно четких отношениях друг с другом.
3. Динамическое. Определение, которое представляет коммуникацию в виде континуального процесса перехода от относительно безразличного до сугубо личностного общения [1:70].
По мере того, как участники диалога получают информацию друг о друге, межличностная коммуникация становится эволюцией отношений. Она делает не столько сообщение конкретный фактов о человеке, сколько выражение к ним отношения и получение обратной связи о принятии или непринятии тех или иных оценок.
Выделим предметную область межличностного общения:
1. создание общности или целостности (объединение «хорошей компании»);
2. передача информации (диалог);
3. взаимопроникновение, которое часто носит тайный или интимный характер (глубокое понимание своего товарища) [2:46-47].
Подводя итог, стоит отметить, что невербальное общение играем важную роль в формировании межличностной коммуникации. Большое количество педагогов рассматривают в науке понятие «общение» с разных точек зрения, но функции имеют весомую схожесть. Особое внимание выделяют межличностному общению. Также выявлено, что именно невербальная коммуникация способна выстроить контакт между большой группой субъектов, их взаимопонимание и взаимопомощь. Невербальное общение образовывает внутренний механизм совместных действий и дел людей, а главное – фундамент межличностных отношений.
Библиографический список
1. Венедиктова Т. Д. Основы теории коммуникации: учебник и практикум для вузов / Т. Д. Венедиктова [и др.]; под редакцией Т. Д. Венедиктовой, Д. Б. Гудкова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 193 с.
2. Корягина Н. А. Психология общения: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 440 с.
3. Макарова И. В. Общая психология: учебное пособие для вузов / И. В. Макарова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 182 с.
4. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли по жестам / Аллан Пиз. — Мос6ква: Издательство ЭКСМО, 2006. — 272 с.
5. Собольников В. В. Невербальные средства коммуникации: учебное пособие для вузов / В. В. Собольников. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 164 с.
6. Чернышова Л. И. Психология общения: этика, культура и этикет делового общения: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. И. Чернышова. — Москва: Издательство Юрайт, 20
© 2023, Лушникова Маргарита Владимировна 537