СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль предметов эстетического цикла в формировании личности младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблеме формирования личности уделяется большое внимание в научной литературе. Личность является объектом исследования философов, педагогов, психологов, социологов. И.Ф. Харламов в своей работе описывал понятие «личность» следующим образом: «Понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя пожизненно»[2, с. 64].

По мнению Бордовской Н.В: «Личность тем более значима, чем больше отражена она в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, в какой мере её деятельность носит своеобразно-творческий характер. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности»[1, с. 171].

Личность на предметах эстетического цикла формируется с различных сторон и в основу этого процесса входит нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание. Изучение предметов эстетического цикла обеспечивает у детей целостное восприятие природы, культуры и жизни в целом. Школа и учитель должны дать ребёнку возможность социализироваться в обществе.

Одним из способов развития нравственных качеств младшего школьника является организация учебного процесса как коллективной деятельности, в которой будут преобладать нравственные отношения. Обучение становится коллективным, если ставить перед детьми все задачи как общие, и для их разрешения нужен совместный поиск решения. Для осознания учебной задачи как коллективной, используются различные формы, такие, как экскурсии, походы.

Очень хорошим средством нравственного воспитания служат походы на природу. Они формируют у детей чувство гордости и любви к своей Родине, развивают у детей бережное отношение к природе.

Для укрепления знаний, после прогулок на природу, можно использовать этическую беседу. Она помогает детям приобрести знания о родной природе, а также способствует развитию у младших школьников нравственных представлений и позиций.

Наряду с нравственным, особое место в формировании личности имеет эстетическое воспитание. Формирование эстетической культуры – это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех уроках в начальной школе. Поскольку дети в этом возрасте подражают всему, педагогу отводится ведущая роль. Учителю необходимо следить за своей внешностью, поведением и речью. Педагог должен подавать пример культуры и нравственности.

Также одним из главных средств эстетического воспитания являются уроки изобразительного искусства. Детям предоставляется возможность рассмотрения картин величайших художников. Школьники знакомятся с красотой и умением передавать чувства и восприятие действительности через рисование. Пытаются изобразить различные жизненные ситуации или пейзажи. Это воспитывает их эстетическую культуру.

Важно на уроках эстетического цикла заниматься патриотическим воспитанием детей. Под патриотическим воспитанием понимается формирование личности ребёнка как гражданина мира и страны, представителя определённой национальности, жителя конкретной местности, члена общества и семьи.

Патриотическое воспитание может осуществляться через разучивание песен патриотического содержания на уроках музыки. Также детям предлагается прослушать музыкальные произведения величайших русских и советских композиторов.

Большое влияние на учеников могут оказать беседы и проведение праздников патриотической направленности. Для этого дети учат стихотворения о Родине и войне. Создают презентации о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне. Важной составляющей патриотического воспитания является посещение парада, посвящённого Дню Победы.

Преподавание предметов эстетического цикла напрямую связано с формированием личности младшего школьника. Особе место в этом процессе занимает учитель. Именно он должен сформировать высоко нравственную личность, человека, который ценит прекрасное, а также является патриотом своей страны.

Список литературы

  1. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2000. – 519 с
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. пособие. – СПб: Питер, 2006. – 304 с.
07.12.2020 16:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!