СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я опубликовала разработку урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Что за листья?". Предлагаю вашему вниманию самоанализ этого урока.

. САМОАНАЛИЗ УРОКА

Класс: 1 Б

Тема урока: «Что за листья?»

Тип урока и его структура: урок «открытия» новых знаний.

Этот урок проводится в 1 классе в разделе «Что и кто?». На предыдущих уроках рассматривались части растений, что растёт на клумбе и на подоконнике. Часть вопросов по этой теме входила в проверку домашнего задания и является логическим продолжением изучения тем о растительном мире. В дальнейшем изучение данной темы поможет учащимся понять, какие растения называются хвойными, а какие лиственными и почему; как живут растения; почему деревья называют «лёгкими нашей планеты»; поможет научиться распознавать разные породы деревьев.

В моём классе 28 обучающихся. Дети из разных семей, разной подготовленности к школе. Среди них 8 «сильных» учеников, 5 «слабых», есть гиперактивный ребёнок, двое эмоционально расторможенных детей, но, в целом, класс работоспособный.

При планировании урока в первую очередь учитывала возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста. Так как первоклассники активно реагируют на впечатления, доставляемые им органами чувств, то на уроке присутствовала наглядность, использовался фрагмент видеофильма. У детей этого возраста достаточно быстрая утомляемость, поэтому в урок были включены различные динамические паузы (что особенно важно для гиперактивного ребёнка). Проводился контроль за посадкой учащихся. Слабое произвольное внимание приводит к необходимости включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности, чтобы сохранить интерес к уроку и сосредоточенность на учебном материале. Для младшего школьника важно внимание и похвала учителя, и я заранее подготовила значки - наклейки активно работающим на уроке детям (конечно + словесная оценка). Учитывался уровень подготовленности детей. Задания урока планировались с учётом сильных и слабых учеников. При работе в парах объединяла учащихся равных по способностям для облегчения усвоения материала. Всегда помню: не ставить слабого ученика в ситуацию неожиданного вопроса, дать ему время на обдумывание ответа. Инертных учеников по новому материалу лучше опросить на следующий урок, дав им время на осмысление материала дома, а кому необходимо - оказывать помощь на уроке.

В процессе выстраивания работы с детьми по теме урока я планировала формирование следующих универсальных учебных действий.

Личностные УУД - умение вести себя культурно, экологически грамотно, соблюдать уважительное отношение к людям, умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку, нравственно-этическое оценивание (какое значение для меня имеет учение, и что я сегодня усвоил на уроке).

Познавательные УУД – умение описывать, сравнивать, классифицировать объекты природы по внешним признакам, умение извлекать информацию, представленную в разной форме – вербальной, иллюстративной и в разных источниках, умение проводить несложные наблюдения за объектами неживой природы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения и делая выводы в устной форме, умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и устанавливать последовательность их протекания, умение обобщать полученную информацию.

Регулятивные УУД – осознавать границы собственных знаний о природе, определять цели и задачи новых знаний, оценивать правильность выполнения своих действий, способность к волевому усилию.

Коммуникативные УУД – развитие умения слышать, слушать, вступать в диалог, приобретение опыта сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществление совместной познавательной деятельности в парах, осознание необходимости уважительного отношения к партнёру.

Задача современной школы не просто передавать знания, но и открывать перед каждым, даже заурядным ребёнком те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своём «Я», чувствовать себя не обделённым, а необходимым звеном цепочки коллектива. Поэтому для урока я выбрала следующие методы и формы обучения: 1) репродуктивный метод (проверка д/з);

2) наглядный метод (слова-опоры, фотографии, демонстрационный материал);

3)практическая работа (классификация листьев по группам);

4) частично-поисковый метод (при изучении новой темы);

5) самостоятельная работа (раскрашивание листиков в соответствии с заданием);

6) словесные методы (рассказ, пересказ, беседа, элементы дискуссии); 7) работа с книгой;

8) фронтальная работа;

9) работа в парах (практическая работа);

10) индивидуальная работа (сообщения детей о деревьях);

11) самоконтроль, самопроверка (ответы к загадкам, работа в парах, проверка самостоятельной работы);

12) использование «педагогики сотрудничества»;

13) стимулирование активности ученика (по ходу урока);

14) использование разных источников знания (людей, книг, аудио-, видеотехники, Интернета).

Обеспечение мотивации и принятия учащимися целей учебно-познавательной деятельности осуществляла при помощи создания на уроке ситуаций успеха, стимулирования любознательности, постановкой интересных вопросов и разнообразных заданий, при помощи дифференцированного подхода к обучающимся, поддержанием доброжелательной обстановки, атмосферы радостного, искреннего общения.

Считаю, что главный этап урока – это работа по новой теме, которая началась с самоопределения к деятельности. Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать его к знакомому материалу, которое вспомнится перед объяснением. На этом этапе урока я включила элемент игры (загадки о деревьях от Муравьишки). Здесь формируются регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные УУД.

Детьми было совершено волевое усилие услышать, прослушать и проанализировать услышанное. Они не боялись дать неверный ответ на загадку, выслушивали ответы одноклассников, проводили самооценку (Я правильно разгадал загадку или нет?), учились корректно вступать в диалог: «А я с Ксюшей не согласен, верный ответ не берёза, а осина, потому что …». Этот этап работы понравился ребятам.

Дети устали сидеть за партами, и я провела динамическую паузу, связав её с темой урока, и при этом провела межпредметную цепочку связей, вспомнив строки из заученного на литературном чтении стихотворения И.Бунина. Всё это подвело обучающихся к самостоятельному выводу формулировки темы урока.

Чтение темы и задач урока по учебнику, является одним из видов самостоятельной работы. Так как первоклассники ещё не все хорошо владеют навыком чтения, классу помогают справиться с этим заданием «сильные» ученики.

Далее создаю проблемную ситуацию и мотивирую детей на открытие новых знаний. Обучающиеся работают с иллюстрациями учебника, анализируют форму, размер и цвет листьев деревьев. Чтобы связать тему урока с жизнью, прошу ответить на вопрос: «Какие из листьев, изображенных на рисунке, вы видели на прогулке?». Провожу анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков, учу детей делать выводы. Готовясь к уроку, заметила, что на рисунке учебника листьев клёна – 2, берёзы – 5, осины – 3, и решила, что здесь тоже будет уместна межпредметная связь (5=3+2, повторение состава числа). Выполняя эти задания, дети учились работать с учебником, концентрировать внимание, устанавливать причинно-следственные связи, производить анализ информации, делать выводы.

По новым Федеральным Стандартам ученики должны добывать знания сами, поэтому следующим этапом урока стала практическая работа в парах. Дети группировали, сравнивали листья разных деревьев и делали выводы, связанные с темой урока (идёт формирование коммуникативных и познавательных УУД). Считаю, что на этом этапе работы необходима гимнастика для глаз, переключение и восстановление внимания, так как дети долго работали с учебником и рассматривали листья. Разминку тоже связала с темой урока: «Муравьишка решил поиграть с вами! Вокруг много листьев, но один из них дубовый. Найдите его, посмотрите по сторонам!».

Решила, что логическим завершением работы по изучению новой темы выступления подготовленных учеников, которые рассказывают о клёне, дубе, берёзе, осине. Тем самым обучающиеся получили полный объём доступных их возрасту знаний о самых распространённых деревьях, растущих в нашей местности.

По-моему, время, отведённое на каждый этап урока, было распределено рационально. Все задания, запланированные для урока, были выполнены. Немного был затянут этап самостоятельной работы, потому что слабоуспевающие ученики начали неверно выполнять задание, запутались. Очевидно, я очень быстро подвела ребят к выполнению задания, а слабым ученикам было необходимо более подробное разъяснение и время на осмысление, и даже помощь учителя. Считаю, что «связки» между этапами урока были логичны, даже динамические паузы я подбирала в соответствии с темой урока.

Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий осуществлялся в соответствии с темой и целями урока. В классе есть телевизор, DVD - проигрыватель и видеотека с учебными фильмами, поэтому на уроке я воспользовалась этим, как средством получения дополнительной информации. Дети узнали народные приметы октября, поговорки, связанные с изменениями в жизни деревьев осенью. Наглядность была представлена в виде фотографий цветов, аппликации из листьев (межпредметная связь с уроком технологии), опорных карточек с названиями осенних месяцев, фотопейзажа осеннего леса.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся был организован на всех этапах урока. Осуществлялся в форме фронтального опроса, ключевых вопросов учебного диалога, при самостоятельной работе, при подведении итогов урока. Так как в первом классе безоценочное обучение, то ученикам оценка ответа давалась в устной форме: «Ты сегодня хорошо работал, но немного растерялся при ответе …», «Молодец!», «Ты порадовал меня ответом», «Мне хотелось бы услышать на следующем уроке от тебя более полный ответ». Самые активные участники урока получили за работу награду - наклейки.

Я считаю, что цель урока достигнута. Ребята познакомились с деревьями, растущими возле школы, поняли, как по листику можно определить название дерева, произвели нравственно-этическое оценивание, рефлексировали. Я старалась создать на уроке атмосферу психологического комфорта, увлечь ребят, подобрала звуковое сопровождение. Дисциплина на уроке была хорошая, а, значит, детям было интересно работать.

19.01.2016 00:40


Рекомендуем курсы ПК и ПП