СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Система подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по физике"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я работаю в школе десятый год, сразу после окончания института. И, к сожалению (или наоборот), за эти годы только четверо выпускников в 2017 году сдавали по выбору экзамен по физике. Результат был ожидаемо невысокий. Все сдающие получили на один бал ниже годовых оценок. Причины тому были разные. Это и отсутствие практического опыта в подготовке к экзамену в форме ОГЭ у меня, и не очень ответственное отношение к испытанию обучающихся, и пожалуй самое главное – недостаточно времени на систематическую подготовку. Если в 11 классах с каждым годом всё больше учеников выбирают для сдачи физику, то в 9 классах, особенно в наших сельских школах, желающих попробовать себя в столь сложном предмете немного. Однако проблема выбора системы подготовки была и остаётся. И не только подготовки к экзамену, а обучение и воспитание человека грамотного, знающего и применяющего законы физики в повседневной жизни.

Столкнувшись впервые с подготовкой выпускников к итоговой аттестации, я просмотрел в различных источниках много материала, советов и рекомендаций в построении системы для подготовки к экзамену. О некоторых из них, полезных на мой взгляд, я расскажу вам.

Экзаменационная работа разрабатывается исходя из необходимости проверки следующих видов деятельности.

1. Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики.

1.1. Знание и понимание смысла понятий.

1.2. Знание и понимание смысла физических величин.

1.3. Знание и понимание смысла физических законов.

1.4. Умение описывать и объяснять физические явления.

2. Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями.

3. Решение задач различного типа и уровня сложности.

4. Понимание текстов физического содержания.

5. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Одна из возможных систем подготовки к итоговой аттестации

1. Знакомство обучающихся с процедурой проведения обязательного государственного экзамена по физике, чтобы участники экзамена понимали смысл предлагаемых заданий и владели методами их выполнения, умели правильно оформить результаты выполненных заданий, рационально распределять время экзамена, иметь собственную оценку своих достижений в изучении физики. Всю необходимую информацию можно найти на сайте «Федеральный институт педагогических измерений» в разделе ОГЭ (http://fipi.ru/oge-i-gve-9 ).

Психотехнические навыки сдачи экзамена не только повышают эффективность подготовки, но и позволяют более успешно вести себя во время экзамена.

2. Непосредственная подготовка к экзамену.

Первый этап - систематизация теоретического материала, так как любое задание экзаменационной работы требует опоры на определенный теоретический материал. Содержание повторения охватывает основные разделы курса физики 7,8 и 9 класса, необходимые справочные материалы, пояснения на примерах и задачах, основные методы решения задач.

Второй этап – применение теоретических знаний к решению задач. Решать задачи на уроках физики большинство детей не очень любят. Данный вид деятельности требует глубокого осмысления условия, рассуждений, установление связи с теоретическим материалом, логических умозаключений. А умение решать задачи это гарантированная сдача экзамена. Начинать надо с формирования умения анализировать решение задачи, раскрывать физический смысл условия, объяснять чертёж, решать задачу сначала в общем виде, а потом производить математический расчёт. В процессе подготовки я использовал задания на построение и интерпретацию графиков, таблиц, уделял особое внимание экспериментальным задачам. Начинал с простейших типовых заданий, постепенно переходя к заданиям более сложного уровня. Использовал при этом и обычные наши задачники, и тренировочные варианты, которых в интернете предостаточно, и открытый банк заданий. К сожалению, у нас никаких дополнительных занятий в расписании специально для подготовки к экзамену не было. Мы встречались и работали группой раз в неделю по понедельникам. В остальные дни недели работали в консультационном режиме. Поэтому, большую роль при подготовке к экзамену играет самостоятельная работа обучающихся с учебной литературой, со справочниками, а также в сети Интернет. Моя роль в организации этой работы - рекомендации по выбору тем и задач для самостоятельного решения, рекомендации по выбору сайтов в сети, где собран теоретический материал и сайтов, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки. Но, как вы знаете, убедить самостоятельно работать не так-то просто даже добросовестных детей, поэтому объём самостоятельной работы определял сам и обязательно её оценивал. Так уж сложилось, что оценка для ребёнка является очень сильным мотивирующим фактором. Есть одна большая проблема - для успешной сдачи экзамена по физике необходимо на достаточном уровне знать математику.

Третий этап–проверка знаний и умений учащихся. Оценка подготовки выпускников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте. Контроль осуществлял с помощью самостоятельных работ по темам, пробных поэтапных экзаменах.

Подготовить детей к экзамену по любому предмету непросто, если обучающийся только в начале 9 класса, а иногда и всего за несколько месяцев до конца учебного года решает, что он будет сдавать. Вывод очевиден: формировать прочные знания следует в течение всего времени обучения, поскольку подготовка к экзаменам по физике требует от обучающихся способности удерживать в памяти большой объём информации, который невозможно запомнить за несколько дней перед экзаменом. Поэтому необходимо:

  • совершенствовать качество и эффективность учебного процесса, применять новые педагогические технологии;
  • глубоко и тщательно прорабатывать теорию на уроке, блочно обобщать и систематизировать материал;
  • регулярно решать задачи как тестовые, так и с развёрнутым ответом, как базового уровня сложности, так и повышенного, предлагая различные способы решения;
  • диагностировать пробелы в знаниях и своевременно их ликвидировать;
  • ориентировать итоговый контроль и контроль промежуточный в формате КИМов ОГЭ;
  • совершенствовать математический аппарат;
  • осуществлять сотрудничество учителя, ученика, родителей.

Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться.

Категория: Физика
01.04.2019 22:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!