СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно- деятельностный подход в воспитании обучающихся, требующих психологического сопровождения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переход к системному обучению в школе, к усвоению знаний представляет собой подлинную революцию в представлениях ребенка об окружающих его предметах и явлениях действительности.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей является создание среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию ип личностную самореализацию в образовательном учреждении.

Одна из центральных в педагогике и психологии является проблема школьной неуспеваемости.

Для того, чтобы работа с детьми у которых возникают школьные трудности стала эффектной, надо, прежде всего, выявить конкретные психологические приемы, мешающие полному усвоению знаний каждого ученика.

И первой причиной является низкая интенсивность учебной деятельности, сидит-сидит, а толку нет. Проявляет невнимательность при восприятии учебного материала, недисциплинирован, работает очень медленно. Отсутствует мотивационный компонент учебной деятельности, преобладает игровая деятельность, низкий уровень произвольности, личностная незрелость. Решением такой причины может стать – переключение ребенка с игровой на учебную деятельность, привлечение к работе в кружках, положительно влияет контакт с дисциплинированными и успевающими детьми, отсрочка поступления в школу.

Второй причиной школьных трудностей- низкая эффективность учебной деятельности, медленно усваивает учебные навыки, старается, но мало толку. Проявляет интерес к учебной деятельности, посещает уроки, дисциплинирован, послушан, задания выполняет медленно, допускает много ошибок. С трудом усваивает чтение и письмо. Мотивация учебной деятельности сформирована, недостаточное развитие познавательных процессов., не сформированы мыслительные операции, плохая память, внимание неустойчивое, повышенная отвлекаемость, не сформированы основные мыслительные операции- анализ, синтез, сравнение, обобщение. Таким детям необходим индивидуальный подход, занятия направленные на познавательные процессы- внимание, память, мышление. Приемы коррекции внимания- это словарный диктант с комментированием, корректурные задания, продолжить строчку, выявить закономерность и воспроизвести периодически повторяющийся узор. Приемы коррекции памяти- зрительный диктант, «Снежный ком». Приемы коррекции мышления- задания с палочками, «Четвертый лишний», «Поиск аналогов», «Продолжи логический ряд», «Дорисуй девятое». Также индивидуальная оценочная планка, таким детям необходима похвала, даже за незначительную работу, телесные ощущения (погладить по голове).

Третья причина, это когда на уроках часто и постоянно отвлекается, не внимателен, проявляется не сдержанность. Называется реактивный стиль- болезненная, патологическая реакция мозга на любой раздражитель, расторможенность, импульсивность, гиперактивность, нарушена ритмическая активность мозга. Для них движение- поддержать мозг в тонусе. Низкий уровень развития произвольных процессов, недоразвитие мотивационной сферы, отсутствие интереса к учебному материалу. Это когда синдром дефицита внимание с гиперактивностью, у таких детей преобладает повышенная тревожность, постоянно требуют к себе внимание, лезут на колени, обнимаются. Таким детям необходима поддержка стимулирующая дефицит внимании, формировать произвольность игры с правилами, снять напряжение с помощью рисование. Упражнения направленные на визуализацию. Проявление личностного отношения учителя, к ученику, высказывание собственного мнения. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане обучения, эрудиции, отношение к предмету, деловые качества). Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь). Стимулирование учебной деятельности ( поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду). Во время урока ребенок может походить по классу, намочить тряпку, дать бумагу пусть сделает конверт, полезны легкие занятия физкультурой, а спортом, в кружки не рекомендуется. Нейропсихологический подход. Физминутка. Строить урок с учетом индивидуального подхода, короткие задания оформлять в зеленую рамку, потому что зеленый цвет помогает концентрировать внимание. Для таких детей необходимы прикасания, не хватает тактильных ощущений, назвать по имени. Создание ситуации различного характера: интеллектуального (проблемная, ссора, дискуссия); игрового ( познавательные игры, соревнования), эмоционального ( успеха, увлеченности темой). Четкое использование наглядности, дидактических материалов, красочных пособий.

Следующей школьной трудностью является проявление аффективности, эмоциональные реакции на заемечание учителя ( убегает, кричит, кидает). Это может быть возрастной причиной, нарушение в работе мозга, эмоциональной сферы, частью болезни нервной системы (в основном это межсезонье- осень, весна), низкая толерантность, неправильное воспитание. Рекомендацией может стать обязательный режим дня, с помощью рисунка снять напряжение, если вы видите, что ребенок на грани, то необходимо подложить ему плотный лист бумаги, чтобы он мог его черкать, рвать. И это психорегулирующие тренировки, привлечение специалистов- психологов ( игры с водой, фонтанчик, сенсорная комната, наблюдение за песком, игрушки с наполнителями), наблюдение у невропатолога. Работа с родителями, поощрения и наказания, чувство ответственности- завести домашнего животного.

Пятая трудность при решении математических задач. Низкий уровень развития зрительно- пространственных функций, недоразвитие свойств внимания. Нужно развивать слуховое внимание. Нейропсихологические упражнения на полушарные взаимодействия головного мозга, конструирование, оригами, упражнение – правой рукой держать нос, левой правое ухо, хлопок, поменялись.

Шестой трудностью является освоение в грамматике, многочисленные орфографические ошибки, пропуски букв в письменных работах, трудность при пересказывании текста. Это общее недоразвитие речи, недоразвитие логической памяти, недоразвитие последовательных умозаключений, ограниченный словарный запас, речевые дефекты, низкий уровень развития произвольного внимания, недоразвитие объема и распределения внимания, несформированность самоконтроля. Здесь требуется консультация логопеда, развитие словарного запаса, формирование обобщений, развитие произвольного внимания, развитие объема и распределения внимания, развитие двигательного внимания ( письмо в воздухе, слепое письмо).

Следующей школьной трудностью является плохой почерк. Несформированность графических навыков. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук. Недоразвитие произвольного внимания, индивидуально- типологическое особенности. Развитие моторных навыков (мелкая моторика) в процессе конструирования, рисования, лепки, пальчиковая гимнастика, слепое письмо.

Восьмой школьной трудностью является постоянное забывание учебников, опаздывание, прогулы уроков, постоянная невнимательность, рассеянность. Выраженная эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность, низкий уровень развития произвольности, недоразвитие самоконтроля. Необходимо наблюдение у врача невропатолога, групповые занятия с использованием игр и заданий которые интересны ребенку (сниженная планка, создание ситуации успеха). Занятия по модельному конструированию.

Есть дети у которых высокая утомляемость при умственных нагрузках, отсутствие тонуса (астенический стиль). Бедный внутренний мир. необходима минута отдыха- это физминутки, массаж, пальчиковая гимнастика.

Тормозимый стиль ( ригидный стиль), медлительность, заторможенность, трудность в переключении с одного объекта на другой. Медлительность проявляется в интеллектуальной деятельности, на переменах не отличается от других (ребенок тугодум), он не успевает на уроке понять, что от него хотят. Нельзя торопить таких детей, повторять вопрос, он может попасть в ступор, растеряться, не понимает что от него надо. Полезны занятия физкультурой, танцами.

Таким образом, обнаружение признаков отставания предполагает использование учителем различных средств диагностики, прежде всего наблюдение, беседа, тестирование. Каждый урок должен состоять из нескольких этапов, в ходе которых педагог решает учебную задачу, подчиненную общей цели занятия: закрепить умения на основе применения, разноуровневые домашние задания.

Создание благополучного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимся, атмосферы предотвращения психотравматических ситуаций в классе. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов. Активизировать работу всех анализаторов ( двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки.

Категория: Психологу
05.01.2016 22:38


Рекомендуем курсы ПК и ПП