СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Ситуация успеха на уроках в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать»

(Франсуа де Ларошфуко).

В наше время многие ученики приходят в школу уже с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии (нарушения зрения, осанки, заболевания органов пищеварения), поэтому здоровьесбережение в учебном процессе просто необходимо.

Для подтверждения результатов работы по сохранности и укрепления здоровья учащихся я начну с самого важного и в тоже время с самого простого аспекта здоровье сбережения, который я соблюдаю и применяю в образовательном процессе!

Одним из условий создания здоровье сбережения считаю создание ситуации успеха ученика на уроке. Ситуация успеха сохраняет психическое здоровье не только ребенка, но и учителя.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке. Психологами был проведён опрос детей, надо было закончить предложение

«Я чувствую себя уверенным, когда учитель …

75% - когда учитель хвалит меня.

Роль ситуации успеха велика на любом этапе урока и вне его.

Создавая ситуацию успеха, мы даем возможность ученику пережить состояние радости, удовлетворения от результатов его деятельности, осознать свои способности, поверить в себя.

Я приведу несколько примеров из моей практики.

С 1-го класса я приучаю учеников начинать свой ответ со слов: «Я думаю…», «Я считаю…», таким образом, ребёнок подчеркивает свою индивидуальность.

Так как в 1-ом классе безоценочная система, а лучшие работы надо как-то выделить, поэтому на лучшие работы я надевала обложку с надписью: «Молодец сегодня ты, ставлю тебе «5».

Как приятно было мне тетрадку проверять!»

И дети перед уроком с нетерпением ждали, чья тетрадь сегодня будет с подарком.

Оценивание учащихся на уроке.

В течение всего урока я часто произношу слова: «хорошо», «отлично», «молодец», «умница». В конце концов, ребенок поверит учителю и станет принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку. Да, я «молодец», да, я «умница». Я заслужил эти слова, и все время буду доказывать, что я «молодец»!

- Использую устную похвалу

Ты очень постарался!

Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!

Благодарю за работу!

Ты меня порадовал!

Уже намного лучше!

Продолжай также хорошо работать.

Во 2-м классе я стала ставить оценку в конце каждого месяца за ведение тетради. И теперь ученик, если даже и пишет с ошибками, то у него может появиться в тетради 5 – это за ведение тетради.

- Письменная похвала в тетрадях. Использую слова и выражения: «Старался!», «Молодец!», «Стал лучше писать!» и т.д.

Каждую работу ученика рецензирую и комментирую, отмечаю малейший успех, подчеркивая, что ученик «раньше этого не умел, а теперь научился».

Поддерживать ученика нужно постоянно: на любом этапе урока, перед контрольной работой, диктантом, проверочной работой. Убеждать и успокаивать:

- В работе нет ничего сложного, все задания вы умеете выполнять хорошо, работа довольно легкая.

А после выставления отметок, спросить хорошо успевающих ребят:

- Как ты готовился к диктанту? Что помогло тебе написать его хорошо?

Подобные рассказы помогают делиться успешными ситуациями. Дети учат себя сами.

Коллективная похвала – учащиеся хлопают ученику, который дал правильный ответ на трудный вопрос, или получил хорошую отметку. Ребята радуются и малейшим достижениям своих одноклассников. Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной.

Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это прежде всего эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.

Радость тогда в радость, когда она воспринимается с остротой новизны, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка, его прорыв к лучшему.

Элементы соревнования. Рейтинг в классе.

В конце четверти определяем учеников, получивших за четверть большее количество «4» и «5». Результаты вывешиваются в классном уголке. Не забываем отметить успехи всех учащихся в динамике.

В классном уголке размещаем коллективные грамоты, а на доске вывешиваем грамоты отдельных учащихся которые они получили в школе и вне школы. Ребята очень хотят, чтобы их фамилии, фотографии, дипломы, грамоты были на видном месте.

Создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу учения.

В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие затруднения в учебе. Я использую приемы, которые могут активизировать ученика, приободрить его, вселить веру в собственные силы, содействовать изменению низкой самооценки. В связи с этим я подбираю такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений. Для таких учеников у меня заготовлены сначала индивидуальные задания более легкие, например, на карточках. Справился, дальше усложнить и не забывать постоянно, хвалить за любую мелочь.

Надо высоко оценивать детали, а не результат в целом:

- Тебе особенно удалось это объяснение.

- Больше всего мне в твоей работе понравилось …

- Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы.

Самое главное – это снятие страха.

- Ничего страшного, если ошибешься, даже взрослые люди иногда ошибаются.

Иногда я могу поставить оценку «в кредит», причем любому ученику, т.к. считаю что это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше. Необходимо вместе искать причины неудач, например, невнимательно прочитал задание, не обратил внимание на что-то, применил не то правило и т.д. Акцентировать внимание на этом, а не на том, что ученик глупый, плохо себя ведет и т.д.

Успех надо постоянно поддерживать. Чтобы каждый ученик почувствовал успех, надо не зацикливаться только на основных предметах. Если не получается достичь больших результатов, например, по математике, можно увидеть успех, например, в рисовании или чтении.

Чем опасна ситуация постоянного успеха для учащегося?

Создание ситуации успеха для пятиклассников. Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых мо­ментов на уроке, - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пя­тиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действен­ными мотивами для успешного обучения.

Итак, можно сделать вывод: чтобы достичь цели ситуации успеха, учителю необходима улыбка и добрый взгляд, интерес к каждому ученику, отмечать «персональную исключительность», верить в способности ученика, для нормального психического развития учащегося ситуации его успеха и неуспеха должны сменять друг друга. Уже доказана прямая зависимость качества обучения от ситуации успеха.

13.04.2015 12:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!