СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В данной статье описывается специфика различных видов словесного творчества (написание прозы, стихов, дневников и др) с точки зрения психологической работы личности, процессов самоанализа и саморазвития.
В той или иной форме словесное творчество доступно практически каждому - оно не требует дополнительных средств для воплощения (таких как краски, холст, глина и другие специфические материалы), не нуждается в определенных предварительных навыках творящего (например, в музыке иногда немало сил и времени уходит на обучение извлечению чистого звука из инструмента, и только после этого может ставиться вопрос о создании музыкального произведения). Таким образом, работа с собой посредством словесного творчества может считаться наиболее естественной и наименее энергозатратной для многих людей.
Далее следует описание и поэтапный разбор видов письменного словесного творчества, помогающих личностному становлению, исцелению (обретению целостности) и развитию.
Виды словесного творчества в интраперсональной работе:
Первые два вида словесного творчества могут быть не только инструментами работы с собственным внутренним миром, но и уникальным способом контакта с другими людьми и трансляции своего "я" (идей и видения) вовне. Следующие три - являются сугубо личными (исключением иногда может стать дневник, например, - в случае публикации и обсуждения записей в интернете). Здесь можно условно обозначить ведущие временные вектора. Так, написание дневника, в первую очередь, является работой с прошлым, утренние страницы - преимущественно обращены к настоящему, а вдохновляющие тексты - направлены к будущему личности (молитва - несет в себе множество глубинных функций, которые не будут затронуты в данной статье, тем более, речь пойдет о молитвах, которые человек создает самостоятельно, и потому, во избежание путаницы, само слово взято в кавычки).
Создание прозы
Для написания прозаических текстов различных жанров вовсе необязательно быть профессиональным писателем - особенно если целью является сам творческий процесс, а не издание бестселлера.
Можно выделить два важнейших содержательных аспекта практически любого произведения - действующий персонаж/персонажи (в описательных текстах таким героем может быть, к примеру, сама природа) и сюжет (действие/мысль - любое событие, разворачивающее во времени). Создание каждого из этих элементов сопровождается определенной личностной работой. У автора может возникнуть идентификация с одним или несколькими персонажами, что позволяет на страницах собственного текста прожить прошлый опыт или даже смоделировать новый. Чем выше рефлексия и эмпатия пишущего, тем более многогранными, живыми и глубокими будут герои произведения. Нередко личность стремится выйти за свои пределы в творческом процессе, происходит работа в зоне ближайшего развития, работа на границе себя-прежнего и себя-нового. Так, создание персонажей может сопровождаться развитием способности к сопереживанию и пониманию других людей. Построение сюжета сопряжено с активной работой воображения и позволяет личности намеренно сотворить и пережить нечто, в том числе невозможное в ограниченной материей реальности. Особенно ценным является эффект, который описывают многие авторы: текст начинает как бы жить своей жизнью, вести за собой писателя. Тогда происходит истинный выход за пределы собственного сознания - можно дискутировать, куда именно - к личному или коллективному бессознательному, в мир идей или к Божественному источнику - но, в любом случае, такое переживание обогащает личность и ее представления об окружающей действительности.
Создание поэзии
Уникальность поэтических произведений заключается в том, что форма здесь выступает наравне с содержанием. Ритмика, рифма, множество различных художественных приемов, используемых при написании стихов, позволяют автору ярко и глубоко выразить эмоции, чувства, впечатления и идеи. Поэзию по эмоциональности и силе воздействия можно сравнить с музыкой. Даже просто чтение стихотворения вслух нередко может затронуть самые тонкие струны души и вызвать переживания, близкие к катарсическим. Написание собственных стихов способно перевести человека на иной - эстетический - слой восприятия реальности. Как художник, различающий множество оттенков одного цвета, поэт начинает со временем глубже распознавать нюансы и полутона чувств и образов. Облечение собственных эмоций в стихотворную форму позволяет не только объемно и многогранно выразить их, но и пережить - например, с помощью поэтического творчества можно справиться с болью утраты, чувством одиночества и многими иными сложными переживаниями, а также личностными кризисами.
Личный дневник
Позволяет записать события прошлого, мысли, чувства, идеи, сны, планы. Крайне редко результат будет представлять собой сухое перечисление фактов, зачастую ведение дневника - процесс творческий и эмоциональный. На страницах дневника личность совершает анализ собственных мотивов, ценностей, а также причин описываемых событий и поступков других людей. Дневник, как и иные виды творчества, позволяет выразить свои эмоции и чувства в культурно-приемлемой форме и пережить их. Старые дневниковые записи могут служить не только мостиком в прошлое, средством возвращения воспоминаний, но и индикатором личностного развития. Дневник дает возможность взглянуть на свое "я" сквозь время - порой даже прочувствовать глубинные закономерности собственного духовного роста, а также понять, что остается неизменным на протяжении многих лет - рассмотреть под шелухой мимолетных чувств и реакций на события истинное ядро своей личности. Иными словами, дневник позволяет хотя бы частично дать ответ на вопрос "Кто я?". Важный фактор - это элемент тайны. Если дневник является сугубо личным, недоступным для прочтения другими - на его страницах человек получает возможность быть естественным, не подстраиваться под чье-то мнение или оценку (хотя нередко критика интериоризируется настолько, что даже при ведении дневника остается риск встраивания формы и содержания записей в рамки гипотетического "общественного мнения", чего в большей степени лишен вид словесного творчества, о котором будет сказано ниже).
Утренние Страницы
Метод, предложенный Джулией Камерон в программе творческого возрождения "Путь Художника", заключается в следующем: каждое утро после пробуждения следует написать от трех и более страниц любого текста.
Основные принципы ведения Утренних Страниц:
- Свободное письмо. Писать следует все, что приходит в голову, не фильтруя, не делая пауз и не перечитывая написанное ранее.
- Безоценочность. Важно максимально снизить действие "Внутреннего Цензора", принимать написанное без критики и исправлений.
- Тайна. Этот принцип вытекает из предыдущего и представляет собой запрет на демонстрацию утренних страниц третьим лицам, обсуждение их даже с близкими людьми. Перечитать собственные записи можно только по прошествии двух месяцев.
- Систематичность. Рекомендуется вести Утренние Страницы каждый день в течение, минимум, двенадцати недель.
Выполняя функции личного дневника, данная техника имеет ряд дополнительных преимуществ. На начальном этапе возникает два основных эффекта: 1) очищение сознания от негативных мыслей и чувств, выплеск эмоций, "исповедь"; 2) снижение влияния внутреннего критика, раскрытие и позволение себе "просто быть". Позже на таких страницах начинают рождаться творческие идеи, порой целые произведения - в стихах и прозе. Иногда в процессе ведется диалог с субличностями, сопровождающийся различными инсайтами (озарениями). Утренние Страницы позволяют усилить контакт с бессознательным, раскрыть творческий потенциал, найти ответы на волнующие вопросы, разглядеть свои истинные ценности, принять важные решения. Сложность метода заключается в том, что он требует систематичности и определенной самодисциплины - нередко в процессе возникает сильное психологическое сопротивление.
Вдохновляющие тексты
Написание "молитв", аффирмаций и подобных произведений - является средством воздействия личности на саму себя. Аффирмация, созданная человеком самостоятельно (разумеется, с учетом основных правил ее составления, таких как отсутствие частицы "не", конкретность, эмоциональность и др.), будет в разы более действенной, чем выученная из книги. Основные функции таких текстов - раскрытие потенциала личности, избавление от нежелательных качеств и моделей поведения, создание целостного и гармоничного образа себя, настройка на определенные переживания и внутренние состояния, вдохновение.
Функции словесного творчества в личностной работе
Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие функции словесного творчества, реализующиеся относительно личности творящего:
Уникальное отличие человека от всех других живых существ на планете - это способность творить, создавать нечто качественно новое - для самого себя и для общества.
Мы созданы творцами и именно в творчестве способны обрести целостность и счастье. А для личности порой и две страницы собственных дневниковых записей могут оказаться более ценными, чем всемирно известный роман.
В качестве примера вы можете ознакомиться с некоторыми психологическими сказками автора данной статьи на ресурсе "проза.ру":
http://www.proza.ru/avtor/shadowrose9
© 2022, Дубовская Мария Владимировна 298