Сотрудничество с родителями

Приглашаю коллег к диалогу и взаимодейтвию по направлению работы с родителями.

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Одной из задач Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 является обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей.

Преобладающая часть родителей – непрофессиональные воспитатели, их искусство воспитания строится на базе любви, традиций, опыта, собственных воспоминаний детства, они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Именно поэтому, семейное воспитание сегодня требует поддержки специалистов: педагогов, психологов, дефектологов и др.

Пока родители находятся в позиции потребителя образовательных услуг и стороннего наблюдателя за образовательным процессом, не будет осуществлена система воспитания.

К сожалению, часто и педагоги не обладают достаточными компетенциями для построения оптимального взаимодействия с родителями.

Содержание и технология образовательного процесса педагогических ВУЗов не обеспечивают в полной мере подготовку будущего воспитателя или учителя к взаимодействию с семьей. Профессиональная подготовка будущего педагога столкнулась с рядом трудностей, которые переживает сегодня все высшее образование. Это проблема репродуктивного обучения, его низкая практиче­ская ориентированность, отсутствие междисциплинарных связей. В подготовке будущего педагога налицо ряд противоречий:

-между изменившимся характером взаимодействия с семьей и абстра­гированной системой подготовки;

-между требованиями к личности педагога, работающего с семьей в современных условиях и содержанием профессиональной подготовки;

-между необходимостью ориентации будущего педагога на ценностное взаимодействие с семьей и отсутствием достаточной информирован­ности о семье;

-между потребностью родителей во взаимодействии с педагогом и от­сутствием должной профессиональной компетентности и готовности педагога к такому взаимодействию.

Однако, приступая к педагогической деятельности, каждый бывший студент добросовестно выполняет свои должностные обязанности, одно из которых - взаимодействие с семьей. Основанием же его выбора форм данного взаимодействия является накопленный педагогикой опыт. Вопреки здравому смыслу практика накопила многообразие форм взаимодействия образовательной организации и семьи, которое выходит за пределы возможных описаний, а значит, приходится признавать бесперспективность развития этого традиционного количественного накопления: там иные исходные основания заложены в создании разнообразия работы с родителями. Анализ традиционных форм работы с семьёй показывает, что:

- работа с родителями ведётся не дифференцированно, без учёта особенности семьи;

- родители имеют ограниченный доступ к пребыванию в ОУ - «дни открытых дверей» и « дежурства» проводятся строго по заранее составленному плану;

- родители не могут влиять на педагогический процесс, они привлекаются лишь к осуществлению организационных моментов, а с воспитательной работой знакомится при рассматривании «наглядной агитации» - стендов, составленных педагогами;

- ведущая роль в организации работы с семьёй отводится педагогами: целью многих форм является помощь родителям рекомендации, советы, исправления ошибок семейного воспитания.

Наличие такого количества недостатков в работе с родителями требует не только изменения подхода к семье, но и создания новой структуры взаимодействия педагогов с семьёй в опоре на реформирование российского образования.

Педагогическая практика накопила многообразие форм взаимодействия образовательного учреждения и семьи, форм просвещения родителей. Наиболее распостраннеными формами повышения педагогической культуры родителей являются лекции, семинары, практические занятия, консультации. Из всего многообразия форм можно выделить как наиболее продуктивные интерактивные формы педагогического просвещения родителей, то есть те, на которых родители не просто слушатели, а активные участники процесса принятия решений и нахождения выводов. К таким формам относятся деловые игры, проигрывание и обсуждение проблемных ситуаций, решение педагогических задач и др.

Подобные формы взаимодействия, построенные на диалоге с семьей, учитывающие личностный опыт родителей, направленные на развитие родительской рефлексии, ведут к объединению, консолидации родителей и воспитателей в процессе образования, реально способствуют повышению педагогической культуры родителей, развивают эмоциональную и содержательную сторону взаимоотношений родителей с ребенком. В условиях вариативности образования, разных образовательных запросов и возможностей современной семьи требуется активный поиск новых форм взаимодействия ОУ и семьи, основанных на сотрудничестве.

Для обощения и трансляции опыта семейного воспитания и системы непрерывного психолого-педагогического образования родителей, формирование у них новых родительских компетенций, отвечающих вызовам времени в образовательных учреждениях, участников сетевого проекта, созданы определенные условия:

- кадровые условия: осуществляется систематическая методическая работа по повышению компетентности педагогов во взаимодействии с семьей.

- информационно-методические условия: разработана система разнообразных информационных материалов для развития педагогической культуры родителей (выпуск информационных бюллетеней для родителей, оформлении информационных уголков для родителей информирование и консультация через официальный сайт ОО или персональный сайт педагога).

- организационные условия: отработана система мероприятий, в которых родители выступают не зрителями, а активными участниками, при этом активность родителей выражена как в непосредственном участии, так и в планировании, подготовке или анализе мероприятий (традиционные родительские собрания, совместные праздники, семинары, коллективно-творческие дела, социальные проекты, тренинги и др.)

Планируемые результаты:

1. Активизация родителей как участников образовательных отношений, развитие социально-педагогического партнерства семьи и образовательного учреждения.

2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей, создание благоприятных условий для воспитания и развития ребенка в семье.

3. Формирование нового типа родительства – «социально-ответственного», представители которого активно участвуют в воспитании и повседневной жизни ребенка, осознают меру ответственности за его физическое, психическое и нравственное здоровье.

4. Принятие и утверждение базовых семейных ценностей, гармонизация супружеских и родительско-детских отношений.

15.02.2017 05:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей