СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Современная школа России. Проблемы, тенденции развития"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание.

Введение……………………………………………………...3

§1. Программа «Школа России» ………………......5

§2. Проблемы, тенденции развития ………………………..8

Выводы и заключения……………………………………...13

Список использованной литературы……………………...15

Введение

Система образования, одна из важнейших систем государства. И то, что в ней происходит, наглядный пример происходящего в стране. Образования сотрясает множество конфликтов. Борьба двух мировоззрений, прежнего, советского, и капиталистического. Школа всегда очень консервативна. Давно нет Советского Союза, но осколки коммунистического мировоззрения, несмотря на ожесточённый натиск государственной капиталистической системы, всё ещё сохраняются в школьных коридорах. Грамотный, образованный человек представляет собой ценность для любого государства. Государству нужен грамотный, образованный человек. Есть исключения, которые представляют собой отдельные выдающиеся личности, деятельность которых просто необходима для дальнейшего прогресса в науке, технике и прочих областях человеческой деятельности. Но в своей подавляющей массе капитализму нужен человек, чьё образование не выходило бы за рамки удовлетворительного. Такой человек, который способен неплохо управляться со станком, который способен работать на сложной современной машине. Высокообразованный рабочий человек неизбежно придёт к острейшему вопросу о социальной справедливости. Поэтому всеобщий высокий уровень образования совершенно нежелателен для капитализма. С момента распада Советского Союза и до сих пор в капиталистической России всячески реализуется программа общего снижения уровня и качества образования. Этой программе противостоит большой консерватизм образовательной системы и отчасти старый педагогический состав учебных заведений. Однако наша страна уже в полной мере пожинает плоды этого тщательно разработанного замысла. Существенным образом- только смена государственного общественного строя.

Коммунистическая школа, в отличие от любой другой, даёт своим воспитанникам целую, а не разрозненную картину мира производства [1]. Предметы, изучаемые в ней, позволяют ученику увидеть все открытые стороны мироздания. В этой школе ученик не просто приобретает знания- он приобретает мировоззрение.

§1. Программа «Школа России»

Процесс обучения в начальной школе строится по образовательной программе, разработанной методистами образования и принятой для данной школы или отдельного класса. Разрешенными по ФГОС программами на 2018-19 учебный год, в соответствии с федеральным перечнем учебников, являются:

- Программа "Перспективная начальная школа" (издательство Академкнига);

- Программа "Планета знаний" (изд. Астрель);

- Программа "Перспектива" (изд. Просвещение);

- Программа "Школа России" (изд. Просвещение);

- Программа по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (изд. Вита-пресс);

- Программа "Начальная школа 21 век" (система Виноградовой, Рудницкая - математика, издательство Вентана-граф);

- Программа "Ритм" (Рамзаева - русский, Муравин - математика, изд. Дрофа)

- и с 2017 года в список добавляется программа для детей с ОВЗ.

Программа общего развития Л.В.Занкова с 2014 года из списка государственных исключена. Не входят на момент 2018 г в федеральный перечень учебников Школа2000 и Школа2100, хотя программы довольно интересные и развивающие. С 2017 года исключена программа Гармония.

Согласно статьям 32 и 55 Закона РФ «Об образовании» учитель начальной школы вправе выбрать систему только в соответствии с той образовательной программой, которая утверждена в образовательном учреждении. Выбирая какую-то программу за основу, педагог следует ей все четыре года.

«Школа России», учебно-методический комплект для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. В качестве единого целостного данный комплект работает с 2001 года. Это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальных классах. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения.

«Школа России» включает в себя завершенные линии учебников по всем основным предметам начального образования: - Обучение грамоте и чтению. Русская азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. - Русский язык (2 линии). Авторы: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. - Литературное чтениe. Автор Климанова Л.Ф. - Математика. Авторы: Моро М.И. и др. - Окружающий мир. Автор Плешаков А.А. - Изобразительное искусство. Авторы: Неменская Л.А.(1 класс и 4 класс); Коротеева Е.И. (2 класс); Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. (3 класс). Авторы: Шпикалова Т.Я. (1 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. (2 класс и 4 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г. А. (3 класс).

Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, отвечают требованиям Государственного стандарта начального общего образования; обеспечивают преемственность с дошкольным и основным общим образованием. Методические, подходы, к преподаванию всех предметов в начальном звене; работа по этим учебникам позволят ребенку адаптироваться в школьном коллективе, накопить необходимые знания и умения для дальнейшего успешного обучения; в полном объеме учитываются индивидуальные особенности детей.

«Школа России» - название говорит само за себя. Этот учебно-методический комплекс создан специально для обучения детей, проживающих в России, приобщая их к традициям и культуре своей великой страны. Программа «Школа России» ориентирована на воспитание в детях таких качеств как доброта, ответственность, способность к сопереживанию и оказание помощи в трудную минуту. Развивает у школьников интерес к изучению своей Родины, ее природы, истории, тем самым, воспитывая такое немаловажное в наше время качество как патриотизм.

Авторы, создавая эту программу, опирались на многолетний педагогический опыт советской, а впоследствии и российской школы. Обучение основывается на плавном переходе от простого к сложному. Программа тщательно отрабатывает навыки чтения, письма и счета, что является основой для дальнейшего успешного обучения.

Учебники по программе «Школа России» очень современны, красочны и интересны для ребенка, отлично стимулируют познавательную деятельность.

«Школа России» - программа, ориентированная на доступность знаний.

§2. Проблемы, тенденции развития

Образовательный стандарт - это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы. Средства обучения и контроля. В содержательном аспекте стандарт средней общеобразовательной школы предусматривает:

- владение базовыми понятиями, т.е. умениями: а) узнавать и воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знания; б) давать им определения: в) раскрывать содержание понятия, его; д) давать практическую интерпретацию понятия;

- умения применять научные знания на практике. При решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации;

- иметь собственные суждения в области теории и практики данной образовательной области;

- знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении: социальных, политических, экономических. экологических, нравственных, производственных, управленческих. национальных, международных, культурных, семейных и др.;

- владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности.

В условиях реформы образования постоянно происходит смена образовательных стандартов. С одной стороны, они должны соответствовать мировым тенденциям совершенствования обучения и развития учащихся на тех или иных исторических этапах общественного развития, с другой - не утратить федеративные прогрессивные черты, какими являются.

Современная российская система образования имеет ряд тенденций, которые важно учитывать, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

1. Доступность. Уже сейчас успешно реализующимся направлением усовершенствования образовательной среды является формирование условий для комфортного и доступного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, посредством применения новых учебных методик, образовательных технологий [5], информационно-телекоммуникационных технологий и дистанционного обучения.

2. Вариативность. Усовершенствованные образовательные учреждения позволяют учитывать интересы конкретного учащегося, использовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Профильные учреждения предлагают абитуриентам получить новые специальности, с усилением фундаментализации программ [7].

3. Дополнительное образование. В системе профессионального образования набирает популярность среди зрелого населения программы дополнительных услуг с ориентацией на образование для взрослых. Они включают образовательные программы и услуги, реализуемые, например, в учреждениях повышения квалификации, курсах переподготовки, центрах профессиональной ориентации и т.д.

4. Массовость. Дискуссионной тенденцией в высшем образовании становится рост его массовости, который в России происходит ускоренными темпами. Это связано с процессом перехода от индустриальной экономики к «экономике знаний». Также к этому добавляется фактор отсутствия у молодого поколения широких институциональных возможностей в профессиональной самореализации.

5. Непрерывность. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [4]. важнейшей задачей по достижению доступности образования является создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров. В основу системы положены принципы адаптации населения к постоянно меняющимся условиям профессиональной деятельности, обеспечение возможности постоянного саморазвития в соответствии с индивидуальными стремлениями [2]. увеличение образовательных ресурсов общества.

Вместе с тем, существует ряд проблем, которые необходимо обозначить.

Во-первых, излишняя теоретическая направленность обучения. Это сказывается на усложнении процесса приспособления выпускника высшего учебного заведения непосредственно на рабочем месте. Главной трудностью для многих становится невозможность сопоставления теоретических знаний с их практическим применением.

Во-вторых, высокая степень износа основных средств, оборудования, необходимого для осуществления высоко эффективного образовательного процесса, как в школах, так и в высших образовательных учреждениях. Очевидно, моральный износ учебной техники тормозит процесс обучения и освоения новых технологий.

В-третьих, недостаточное финансирование российской сферы образования и науки. Нехватка денежных ресурсов приводит к сокращению учебных заведений и высококвалифицированных кадров, что подрывает престиж работы в данной области. Кроме того, недостаток в денежных средствах может повлечь за собой снижение уровня образования и как следствие падение экономического роста в целом, что негативно отразится на социально-экономическом развитии государства.

В-четвертых, отсутствие, зачастую прямой непосредственной тесной взаимосвязи между высшими образовательными учреждениями и рынком труда, который становится окончательной стадией качества интеллектуального потенциала и использования человеческого капитала в стране. Большинство выпускников после окончания учебы идут работать не по специальности, а то и вовсе переучиваться, что подрывает эффективность образовательной системы. Однако, даже при поиске работы «по специальности», выпускники не готовы выбирать низкооплачиваемые начальные вакансии, но, при этом, и работодатель не желает нанимать на ответственную должность выпускника вуза без соответствующего опыта работы и необходимых навыков. Проблема перерастает в конфликт интересов работодателей и выпускников вузов.

Именно система образования в современном обществе должна стать важнейшим воспроизводителем человеческого капитала страны. Для воплощения этого, на наш взгляд, необходимо решить актуальные проблемы следующим образом:

1. Усилить практическую направленность образования, внедрить в образовательные программы больше практических дисциплин, привлекать в образовательный процесс больше преподавателей-практиков, что усилить практико-ориентированную направленность обучения.

2. Максимально поддерживать и развивать технологическую сторону системы образования. При этом имеется в виду ориентация на решение проблемы оснащения и использования отечественных научно-технических разработок для формирования инновационной экономики.

3. Разработать на основе ЕГЭ иные формы объективной итоговой оценки знаний учащихся, путем создания экзаменационной базы, подготовленной вузами для абитуриентов, при этом всячески раскрывая креативность и поддерживая заинтересованность и активность выпускников школ.

4. Выделить из государственного бюджета дополнительные объемы финансовых ресурсов для развития инфраструктуры образовательных учреждений и оплату труда. В частности, установить минимальную почасовую оплату труда преподавательского состава по соответствующей специальности и направлению подготовки, не ниже среднего уровня по региону.

5. Расширить инфраструктуру институтов повышения квалификации и переподготовки кадров для решения проблем структурной безработицы.

6. Сгладить процессы международной образовательной интеграции, путем интернационализации высшего образования, повышения мобильности преподавателей и студентов и предоставления возможности более широкого обмена опытом.

7. Провести анализ стратегий готовящихся реформ образования с точки зрения рисков для национальной безопасности Российской Федерации.

Система образования является одним из ключевых показателей социально-экономического развития государства. При стремлении и желании занять ведущие позиции на мировой арене, государство обязано заботиться о грамотности и образованности населения, формируя тем самым высоко интеллектуальный человеческий потенциал страны. В то же время для России проблема формирования интеллектуального потенциала, ориентированного на модернизацию и инновационное развитие экономики, сегодня уже не гуманитарная задача, а основной вопрос обеспечения национальной безопасности.

Выводы и заключения

В конце 2015 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы образования в Российской Федерации определил ключевые направления развития и совершенствования. К ним относятся: повышение качества и эффективности педагогического труда, создание комфортных условий обучения и воспитания школьников, внедрение новых форм профессиональной ориентации на основе взаимодействия школы, вуза и производства [3].

Текущая сложная макроэкономическая ситуация в стране и амбициозные стратегические цели диктуют потребность в качественно новых направлениях подготовки начиная с дошкольных учреждений и заканчивая центрами повышения квалификации, которые должны поспособствовать повышению образовательного уровня населения, усилению интеллектуального потенциала, увеличению количества квалифицированных специалистов и улучшению качества образования в РФ [6] с учетом процессов глобализации. Структура российской системы образования и современные направления реализации государственной политики в этой сфере воплощают те ценности и цели, которые общество ставит перед новым поколением. На данный момент отмечается падение качества образования, низкий уровень подготовки кадров для осуществления перехода к экономике знаний, инновационному развитию национальной экономической системы. Кроме того, до сих пор не до конца определена роль высшего образования в ориентации на непрерывность образовательного процесса, обучение не способствует наглядной подготовке человека к его будущей специальности.

Образование сегодня является одним из средств решения важнейших проблем не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Как и в любом государстве, в России характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями. Требования общества к образованию формулируются системой принципов государственной образовательной политики. Ее целью является создание для граждан благоприятных условий по реализации прав на образование, соответствующего потребностям экономики и гражданского общества.

Список использованной литературы

1. Ануфриева Д.Ю. «Развитие личного опыта педагога в процессе его профессиональной подготовки» М. 2010г 124с.

2.Гусева Т.К. «Тенденции развития современной начальной школы и педагогического образования» Южный федеральный университет, г. Ростов-на- Дону 287с.

3. Заседание Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования. (дата обращения: 24.11.2016).

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009)).

5. Морковкин Д.Е. «Организационное проектирование системы управления знаниями» - № 2. 2013г 74-80 с.

6. Морковкин Д.Е. «О роли качества современной системы образования в социально-экономическом развитии России» 2016г. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72901 (дата обращения: 21.11.2016).

7.Нургалиева А.А. «Экономические положения реформирования системы образования в России» - № 3. 2015г 427-428 с.

04.02.2019 21:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!