СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современная технология по развитию речи Кубик Блума

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование техники «Кубик Блума» на занятиях по развитию речи.

Сегодняшний день отличается активным ростом новых технологий, многие из которых можно успешно использовать в воспитательно - образовательном процессе.

Современные дети демонстрируют замедленный темп речевого развития, лексико-грамматическая сторона речи у таких детей значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников. И родители чаще стараются заменить общение с ребенком на компьютерные игры или просмотр телевизора.

В работе с детьми по развитию речи использую не только традиционные приемы и методы, в том числе и современные технологии.

Одной из современных технологий, используемых для развития речи дошкольников, является технология развития критического мышления. Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача педагога заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Технология развития критического мышления является оптимальной методикой для решения данной задачи.

Работая в режиме данной технологии, педагог перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.

Таким образом, технология развития критического мышления даёт детям возможность размышлять, классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию, делать выводы; способствует формированию коммуникативных навыков, активности в образовательной деятельности и самое главное активно развивает речь дошкольника.

Одной из техник технологии критического мышления, которую я применяю в своей работе с детьми, является «Кубик Блума».

Он уникален тем, что позволяет формулировать вопросы-задания самого разного характера. Выпавшая грань кубика укажет: какого типа вопрос следует задать или какое задание выполнить. Вопрос должен начинаться со слова, написанного на грани.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы, которые помогают проверить самые общие знания по теме. Предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

Почему. Этот блок вопросов позволяет устанавливать причинно - следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Предложи. Ребенок должен рассказать, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. Придумай. это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Поделись вопросы этого блока предназначены для активизации мыслительной деятельности, учат анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений. После знакомства с техниками возникает резонный вопрос: как применять их в работе с дошкольниками?

Технику Кубик Блума наиболее удобно применять на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Я предлагаю детям лексическую тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии, бросает куб, а дети отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить. Ответ на каждый вопрос кубика помогает мне не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей занятия, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.

Используя технику «Кубик Блума», я убедилась в том, что достаточно эффективно применять ее как часть занятия для того, чтобы выяснить какие знания усвоили дети по окончании пройденной темы.

Насколько самостоятельно они могут высказывать свои мнения, суждения, используя новые и уже имеющиеся у них знания. Я заметили такую особенность: многие дети затрудняются отвечать на вопрос, поставленный педагогом. А вот если тот же вопрос или задание просит выполнить «веселый», яркий кубик, дети подробно, свободно, и, главное - самостоятельно, отвечают, рассказывают, делятся собственным опытом и мнением.

Причем, выполняют не только простые задания типа назови и объясни, но и более сложные, требующие от ребенка включить фантазию, воображение. То есть с помощью этой техники снимается психологическое напряжение, которое дети с речевыми нарушениями испытывают во время беседы, диалога, аргументированного спора.

Использование заданий «Кубика Блума» позволяет мне определить какие знания усвоил каждый ребенок по пройденной теме, а также выявить, что вызывает затруднения или где есть пробелы в усвоении конкретным ребенком данного материала.

Хочется еще раз напомнить, что новые технологии — это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям, методам и приемам работы.

И обратить внимание коллег на некоторые технические моменты в использовании Кубика Блума. Педагогу необходимо подготовить 6 вариантов заданий на каждую грань куба. Если несколько раз выпадает одна и та же грань, можно сказать, что куб не успел повернуться, или ребенок слабо или сильно кинул куб и предложить повернуть куб другой гранью. Можно адресовать куб с заданием определенному ребенку, а можно задавать один вопрос всем игрокам-участникам.

Хочу поделиться опытом работы и предлагаю различные варианты по использованию «Кубика Блума» по развитию речи детей в разных образовательных областях.

Будем кубик мы кидать, на вопросы отвечать.

Кубик Блума «Осень». Пишу на грянях куба вопросы:

  • Назови,основные признаки осени;
  • Почему, осень называют щедрой?;
  • Объяни,какие птицы улетают на юг, почему?;
  • Предложи,пословицы про осень;
  • Придумай, хвалебные слова про осень;
  • Поделись, нравиться ли тебе осень?

Так же использую «Куб Блума» по изучению финансовой грамотности:

  • Назови, где можно хранить деньги?
  • Почему,надо уметь экономить?
  • Объясни, что такое сбережение?
  • Предложи,пословицы о деньгах;
  • Поделись, откуда берутся деньги для покупок?
  • Придумай,сказку про монеты.

Кубик Блума «Профессии»

  • Назови, какие профессии ты знаешь?
  • Почему, говорят дело мастера боится;
  • Объясни, что означает работать по душе?
  • Поделись, какой профессии ты хотел бы обучиться когда вырастешь?
  • Придумай, и опиши название новой профессии;
  • Предложи, кто хоть одно ремесло знает, тот ….

Патриотическое воспитание Кубик Блума «Россия – родина моя»

  • Назови, какие государственные праздники ты знаешь?
  • Почему, в народе говориться: «Скучно Афонюшке на чужой сторонушке, рад своей сторонушке»;
  • Объясни, как ты думаешь, что такое Родина?
  • Поделись, где можно увидеть российский флаг?
  • Придумай, загадку про российский флаг;
  • Предложи пословицы о родине.

Кубик Блума «Пожарная безопасность»

  • Назови, возникновения пожаров;
  • Почему, во время пожара нельзя открывать окна и двери в квартире?
  • Объясни, выражение «Маленькая спичка, большая беда»;
  • Предложи, как поступить если дым попадает с лестничной клетки;
  • Поделись, что делать если в сковородке загорелось масло;
  • Придумай, загадку про пожарного.

Использование приема «Кубик Блума» только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления и речевой активности дошкольников.Применяя в своей работе данную технологию, я убедилась в эффективности её использования. У детей повысился уровень речевой активности, обогатился и активизировался словарь, повысился эмоциональный контакт со сверстниками и взрослВосп

ыми, расширились представления детей об окружающей действительности.

02.04.2023 17:19


Рекомендуем курсы ПК и ПП