СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Таблица 1 – Классификация современных педагогических технологий
Название |
Цель |
Механизм реализации |
Сущность технологии |
Технология проблемного обучения | Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся. | Поисковые методы, постановка познавательных задач, решение проблемных ситуаций. | Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися проблемных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания, умения, навыки. |
Технология модульного обучения | Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки. | Разделение материала на логические блоки – модули; индивидуальный темп обучения. | Самостоятельная работа обучающихся по индивидуальной учебной программе. |
Технологии развивающего обучения | Всестороннее развитие личности и ее способностей. | Работа с обучающимися, вовлеченных в различные виды деятельности | Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. |
Технология дифференцированного обучения | Создание оптимальных условий для выявления и развития интересов и способностей обучающихся в рамках образовательного процесса. | Использование методов индивидуального и дифференцированного обучения. | Усвоение программного материала на различных уровнях, но не ниже государственного образовательного стандарта. |
Технология концентрированного обучения | Адаптация структуры образовательного процесса к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия. | Использование методов, учитывающих динамику работоспособности обучающихся. | Углубленное изучение материала за счет объединения занятий в логические блоки. |
Информационные технологии обучения | Развитие у обучающихся навыков получения необходимых знаний с помощью современных технических средств обучения. | Активное использование в образовательном процессе компьютерных и Интернет-ресурсов, компьютерного тестирования и др. | Непрерывное поэтапное развитие интереса обучающихся образовательным аспектам использования технических средств обучения. |
Технология деловой игры | Обеспечение
личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений. |
Игровые методы обучения, способствующие вовлечению обучающихся в творческую деятельность. | Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и усвоение знаний. |
По мнению Е.С.Полат [5, c.65-67], «проблема педагогических технологий – это проблема перехода от теории обучения, к ее методическим разработкам, системе педагогической деятельности, поскольку в построении педагогической технологии отражены все основные структуры процесса обучения, начиная от постановки цели, завершая диагностикой полученных результатов».
Таким образом, эффективность реализации педагогических технологий во многом зависит от выстроенной системы, в которой отражена взаимосвязь признаков педагогической технологии и показателей их реализации.
Эффективность реализации современных педагогических технологий можно определить посредством ряда критериев, которые необходимо проверить в ходе экспериментальной работы.
В.П.Беспалько утверждал, что отсутствуют «критерии для оценки эффективности дидактического процесса в целом» [1, с.115]. Современное общество, мир выдвигают особые требования к качеству образования, которое получают в школе.
В связи с этим эффективность педагогической технологии может быть оценена по следующим критериям:
Перечисленные выше критерии не затрагивают всех аспектов оценивания эффективности применения педагогической технологии, вместе с тем они могут служить критерием оценки эффективности не только педагогической технологии, но и традиционного урока.
Проведенный анализ позволил нам сформулировать критерии эффективности реализации педагогических технологий:
Для проверки и эффективности реализации педагогических технологий, необходимо определить показатели и индикаторы описанных выше критериев.
В таблице 2 представлены критерии эффективности педагогических технологий, показатели их эффективности, а также индикаторы, позволяющими утверждать о том, что определенный критерий действительно влияет на эффективность реализации той или иной педагогической технологии.
Таблица 2 – Критерии и показатели эффективности реализации современных педагогических технологий
Критерий эффективности |
Показатели эффективности |
Индикаторы |
Технологическая культура педагога | - владение педагогом технологическими методами, приемами, средствами обучения, их использования в образовательном процессе. | - периодическое использование педагогом современных педагогических технологий в процессе урока,
- умение педагога находить их взаимосвязь с классическими педагогическими технологиями. |
Наличие собственного опыта | - обобщение и систематизация практик по использованию современных педагогических технологий (далее – СПТ) в образовательном процессе; – умение анализировать и исправлять собственные ошибки (недочеты) в процессе использования СПТ | - публикации: монографии, брошюры, книги, методические пособия, статьи;
- участие в семинарах, вебинарах, круглых столах по обмену опытом с коллегами |
Творческая доработка и преобразование СПТ |
- наличие или отсутствие использования педагогом в образовательном процессе качественных изменений определенной СПТ | - наличие рецензированных методических разработок, преобразований определенной СПТ;
- наличие патентов на изобретения педагога |
Создание ситуации успеха у учащихся в процессе использования СПТ |
- реализация принципа обратной связи с учащимися в процессе урока;
- мотивирование обучающихся на успешное решение поставленных перед ними задач |
- повышение уровня качественной успеваемости по предмету;
- увеличение числа участников конкурсного движения среди учащихся, их побед в конкурсах различных уровней |
Взаимосвязь компонентов технологии |
- очевидная и периодично реализующаяся в образовательном процессе связь различных компонентов избранной педагогом технологии | - проведение занятий, в которых раскрываются и эффективно используются взаимосвязи компонентов СПТ |
Технология как фактор саморазвития участников образовательного процесса |
- постановка педагогом целей и задач, направленных на саморазвитие,
развитие личности обучающихся, их познавательных способностей |
- переход на новый уровень взаимодействия участников образовательного процесса – «сотрудничество» педагога и обучающихся;
- тьюторство |
Позитивные изменения в состоянии учащихся |
- положительные изменения общего состояния учащихся | - повышение уровня успеваемости;
- повышение уровня мотивации к деятельности (увеличение количества участников и победителей олимпиад, НПК по предмету и т.д.) - повышение уровня психологического комфорта на уроке (анкетирование); - укрепление здоровья учащихся (отзывы родителей, отчеты школьного врача) |
Следует отметить, что указанные критерии не охватывают всего разнообразия педагогических технологий, однако, как мы предполагаем, позволяют оценить эффективность реализации ряда современных педагогических технологий на современном этапе модернизации российского образования.
© 2020, Хохлов Владимир Афанасьевич 3710