СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный учитель

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель это благородная профессия. Учитель оставляет после себя невидимый, на первый взгляд, след, но как же он важен! Во всех достижениях знаменитых людей, прежде всего есть заслуга учителей. Это они вкладывают свой непомерный труд в каждого из нас. Уже своей жизнью учат детей добру, служению людям, справедливости. Это они пробуждают мозг детей к умственной деятельности. Результат первого учителя, никогда нельзя увидеть сразу, его работа, это то, кем мы, взрослые люди, являемся на данный момент, то чего мы достигнем в жизни, какой статус будем занимать в обществе и много другое. Первый учитель это как часть семьи, который в первую очередь учит дружить, любить, понимать друг друга, решать споры, сидя за партой, а только потом уже учит писать палочки, да крючочки. Учитель не делит детей на своих, и чужих. Для него все родные.

Профессия учителя названа самой благородной. И это на самом деле так. Потому что, какой бы предмет ни преподавал, он должен направлять чувства и ум ученика на хорошее, помогать развернуться способностям. Нужно чаще говорить спасибо тем, кто изо дня в день готов трудиться для нашего же образования, ради нашего будущего.

Сегодня в школе немало учителей, которые совсем не хотят идти вперёд. Тех, кто считает, что их опыт даёт им право НЕ меняться, НЕ творить, НЕ идти вперёд. Знаете, есть такая поговорка: «Мудрость приходит с возрастом, но иногда возраст приходит один». Молодой педагог с опытом 5 лет, если он творчески подходит к своей миссии, может дать значительно больше, чем учитель с 20-летним стажем.

Для того, чтобы не развиваться, не изучать современные технологии, методы и приемы, можно найти тысячу причин, чтобы оправдать свои поступки, бездействие или лень. А можно, несмотря ни на какие преграды или возникшие трудности, идти вперёд, искать и находить, учиться, расти и стараться не допустить даже попытки сдаться.

Настоящий педагог болеет душой за результаты своей педагогической деятельности, размышляет о том, как помочь своим воспитанникам понять себя и выстроить свою жизнь в согласии с совестью и с пользой для окружающих. Ему хочется, чтобы его выпускники стали умными, добрыми, воспитанными, смогли находить достойный выход из любой ситуации, научились понимать и чувствовать ценностное содержание жизни.

Нельзя не согласиться с мнением Л.С. Выготского, утверждающего, что «Человек, в сущности, воспитывает себя сам. С научной точки зрения невозможно, чтобы один человек воспитывал другого». Иными словами, педагог не может сделать воспитуемого ни хуже, ни лучше - он может лишь до некоторой степени создать условия, чтобы ребенок сам захотел стать таким, каким это видится педагогу.

Но это не совсем простая задача – создать такие условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала. Роль учителя – «стоять не над, а рядом», «я помогу», «я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает. Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему. Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребёнку возможность проявить себя». «Ученик - это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь».

Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Ведь учитель - это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знает свой предмет, знает, что только большой багаж знаний дает право учить других. Учитель сегодняшнего дня – это человек преданный своему делу и своим ученикам. Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. Учитель - помощник, советчик, воспитатель ещё неокрепших юных сердец, защитник, стремящийся уберечь своих воспитанников в водовороте жизни. Он не архитектор, не инженер, не начальник человеческих душ. Если педагог хочет, чтобы его воспитанники стали хорошими людьми, ему необходимо делать всё, чтобы дети хотели стать такими, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках.

Но наша цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества». (Рузвельт)

В современной школе нужны учителя-творцы, учителя-искатели нового, учителя, готовые положить на алтарь образования свою душу и совесть. У Ш.А. Амонашвили есть три заповеди, следуя которым учитель может добиться многого.

Первая - верить в ребёнка. Верить, что любой ребёнок есть безграничная сущность. Верить без тени сомнения и всегда помнить, что в классе нет лентяев и бестолковых учеников. Просто все дети разные и требуют разного подхода. Как поступать? Если учитель будет принимать какого-нибудь ученика как «слабого», тот, может быть, слабым и останется. А если будет искать в этом ученике зерно силы, он и сделает его сильным.

Педагог должен уважать ребенка. Сегодня учителя ребенок не может интересовать только как ученик. У каждого из них свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. У современного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика.

Ребенка не надо переделывать. Его надо принимать таким, каков он есть. Искать в нём задатки, развивать способности, демонстрировать его таланты, в первую очередь ему самому. Ибо удивиться, насколько он хорош, красив и талантлив, должен, прежде всего, сам воспитанник. Самое главное, что ребёнок должен приобрести ещё в период школьного ученичества, - это чувство собственного достоинства, веру в себя, понимание, что он многое знает, умеет и на многое способен. Человек перестаёт чего-то хотеть, когда думает, что он не может ничего добиться и ни на что не способен. Только добро порождает добро. Так нам завещал замечательный педагог В.А. Сухомлинский.

Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Ведь, если кормить ребенка постоянно с ложки, которую ему не дают в руки, он и не научится питаться сам. Так и учителю надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика.

И третья заповедь Амонашвили - верить в силу гуманной педагогики, не авторитарной, не силовой, а гуманной, творческой.

Любой человек должен шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства очень неуютно. Вспоминайте иногда замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Для своего личностного успеха, учитель должен понимать свои цели, свои планы, и свои мечты. Он должен знать, что его больше всего радует; что наполняет его жизнь смыслом; как сделать жизнь счастливой? Как организовать свою работу в современном мире? Что конкретно надо сделать? Что предпринять, чтобы мои успехи разделяли близкие, коллеги и друзья?

«Всегда выбирайте самый трудный путь: там вы не встретите конкурентов»

Надо всегда идти вперед к своей мечте, ничего не боясь, создавать свое портфолио успешно, не боящегося преград учителя. «В любом из нас спит гений, у ленивых он каждый день спит крепче…». Надо не бояться повышать свой профессиональный уровень, работать в партнерстве с родителями, видеть себя незаменимым участником команды единоличников, верить в престиж профессии учителя, демонстрировать профессиональному сообществу собственное развитие.

Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей, местом, куда тебя как бы сослали. Да, школа тебя ждет, можно сказать с распростертыми объятиями, она хочет, чтобы ты у нее был, но у неё есть одно достоинство. Это достоинство – дети. Следует разобраться насколько тебе подходит профессия учителя. Но нельзя разобраться на бегу. Надо поработать с полной отдачей, надо выложиться. И для этого надо считать школу своим делом, а не чужим, куда ты попал случайно.

Помни о комплексном характере учительского труда. Все имеет значение, все нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, это все взаимосвязано.

Будь честным и правдивым. «Подумаешь, - скажешь ты, - я сам это ученикам каждый день говорю». И напрасно. Каждый день это говорить не надо. Сказал один раз – и хватит. Но так, чтобы ребята тебе поверили. Дети очень высоко ценят честность.

Цени юмор в общении с учениками. Не бойся смешного, не бойся быть смешным сам. Не надо смотреть на юмор, как на прием. Не надо искусственно изощряться в остроумии. Все, в том числе и юмор, должно быть естественно и уместно. Некоторые учителя сердятся, когда дети смеются. И зря. Любой ситуацией на уроке учитель должен владеть. Надо помнить и про то, что смех может больно ранить. Поэтому нужно знать меру, быть осторожным и тактичным. Класс смеется, и учитель смеется, но даже смеясь, учитель не должен расслабляться: он на работе.

Обрети гражданскую позицию. Может быть, она у тебя уже есть, эта позиция. Но она формируется, стабилизируется и кристаллизируется в деле. Гражданская позиция, прежде всего, - нравственная. Запомни: какие бы прекрасные учебники не издавались, какие бы замечательные программы не составлялись, истинный проводник гражданской идеи – ты. И от тебя завит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте, или будет так хитроумно перевернута и извращена, что результат окажется прямо противоположным.

И конечно же учитель должен не забывать использовать в своей деятельности, такие технологии как:

  • Технология проблемного обучения. Ее цель – способствовать развитию проблемного мышления учащихся и учителя, самостоятельной учебной деятельности, способствовать воспитанию активной творческой личности учащегося.

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

Принцип проблемности отражается в логике построения учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации деятельности учащихся и управления ею, в структуре урока, формах контроля.

Проблемное обучение дает возможность обеспечить формирование общих способностей и эрудиции ребенка, сохраняя при этом его индивидуальность и здоровье.

  • Технология развития критического мышления.

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д.Клустер):

  • Это мышление самостоятельное
  • Это мышление обобщенное
  • Это мышление проблемное и оценочное
  • Это мышление аргументированное
  • Критическое мышление это мышление социальное

Цель – развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

  • Технология – ТРИЗ

Акцент делается на развитие творческого, нестандартного мышления.

  • Технология проектного обучения

Цель – понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов. Направлена на достижение конкретных целей. Работа над учебными проектами прежде всего рассматривается как способ формирования универсальных учебных действий: организационных (регулятивных), интеллектуальных (познавательных), оценочных (личностных), коммуникативных.

  • Игровые технологии

В педагогике понимается как обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

  • Технология обучения в сотрудничестве

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Статью хочется закончить следующими словами: «Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь» - Л. Толстой.

10.11.2021 09:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!