СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные методы и приёмы работы с учащимися по активизации познавательной деятельности на различных этапах урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

"…с какой бы степенью самостоятельности не совершалась познавательная деятельность ученика, какой бы характер не имела (репродуктивный или прогностический), она всегда была и будет зависимой от деятельности учителя" Б.И.Коротяев

Такая зависимость обусловлена как особенностями и закономерностями усвоения знаний и опыта предыдущих поколений, так и тем фактом, что учебная деятельность не возникает только под влиянием внутренних потребностей учеников. То есть потребность ходить в школу и учить то, что взрослые считают необходимым для усвоения, у учеников не возникает произвольно, поэтому она должна быть организована учителем.

Наиболее существенное отличие новой и старой образовательных парадигм, которое должен учитывать современный учитель, это понимание обучения в школе не как организации и управления процессом усвоения учениками знаний умений и навыков, а как организации и управления процессом развития личности ученика.

Психологи утверждают, что любая осознанная деятельность человека складывается из трёх этапов: мотивационно-организационного (подготовка к выполнению определённой деятельности с целью достижения желаемых результатов), деятельно-исполнительного

(совершение действий, которые должны обеспечить достижение желаемого результата) и контрольно-коррекционного (сравнение полученного результата с желаемым и внесение изменений в случае их несоответствия).

Любая деятельность будет успешной только тогда, когда её участники заинтересованы в результатах и принимают в ней непосредственное участие. Степень активности участников в процессе деятельности определяется мотивами. Мотивы – это сложное, многоуровневое, внутреннее психическое образование, которое аккумулирует интересы, потребности, склонности, представления, влечения, ожидание значимых для личности результатов её деятельности. Мотивы могут быть разными (экономическими, социальными, познавательными), но они возникают только в процессе сложной внутренней психической деятельности собственно субъекта. Учителя стремятся использовать все мотивы для того, чтобы обеспечить привлечение учеников к обучению, но преимущественно сосредотачивают свои усилия на формировании познавательных мотивов, то есть таких, которые вызваны интересом собственно к процессу обучения.

Но самая большая проблема состоит в том, что " … нельзя внешне в процессе воспитания формировать мотивы, на что надеется большинство педагогов. Мотив – сложное психическое образование, которое должен построить сам субъект". Учителя не могут формировать мотивы. Они могут только повлиять на формирование у учеников мотиваторов (интересов, наклонностей, моральных норм, жизненных принципов), которые будут использоваться субъектом для самоформирования мотивов.

Деятельность учителя на мотивационно-организационном этапе

На первом этапе деятельности учеников происходит её мотивация, организация и ориентация. В реальной практике все они взаимосвязаны, взаимопроникающие и взаимно дополняют друг друга.

Цель учителя на данном этапе – превратить учеников из объектов в субъектов учебной деятельности, что должно обеспечить целесообразность, организованность и правильность их дальнейшей деятельности. Чтобы достичь этой цели, учитель должен:

  • организовать влияние на мотиваторы, которые формируют учебно-познавательную деятельность учеников;
  • организовать принятие и понимание учениками её цели (то есть сформировать цель деятельности учеников);
  • организовать чёткое видение учениками результатов деятельности, ресурсов (информации, умений, навыков), которые им пригодятся, и способов возможной деятельности.

Ошибки, которые чаще всего допускают учителя во время организации и проведения данного этапа:

  • подмена мотивации актуализацией опорных знаний учащихся;
  • использование методов и приёмов, которые не соответствуют возрастным особенностям учеников;
  • несоответствие организационных форм методическим приёмам;
  • отсутствие взаимодействия учителя и учеников (учитель рассказывает, почему это важно, на его взгляд, но не обеспечивает включения учеников в процесс);
  • недостаточное количество времени, которое отводится на данный этап.

Для полноценной мотивации необходимо соединять разные метолы её проведения.

Преимущественной организационной формой МОЭ является фронтальная работа. И хотя здесь есть противоречие (учитель создаёт индивидуальную мотивацию, а использует для этого фронтальную форму), ограниченность во времени, необходимость мотивации деятельности всего класса, привлечение интерактивных методик и собственного опыта учеников определённым образом сглаживают его.

Приёмы для мотивации учебной деятельности:

  • стимулирующие обязанность и ответственность учащихся;
  • формирующие познавательный интерес учащихся;
  • создающие учебные проблемные ситуации с объявлением на практическом и общественно-социальном значении полученных знаний в дальнейшей жизни учеников.

Метод "Кейс", ролевых игр и имитаций, использование афоризмов и высказываний, создание проблемных ситуаций достаточно описаны в педагогической литературе. Дополним список.

  1. Метод "Ассоциации на доске" привлекает собственный опыт учеников, имеет высокий уровень заинтересованности, проводится фронтально. Целесообразно использовать во время мотивации изучения теоретического материала. Для усиления эмоциональности и сопереживания желательно использовать фотографии, песни, стихи, афоризмы. В зависимости от содержания имеет три вида проведения: "понятия", "цветок", "прямоугольник".

"Понятия". Учитель вертикально записывает на доске основное понятие, которое должны усвоить дети. После этого он просит учеников назвать признаки этого понятия или ассоциации, которое оно у них вызывает. Обязательным условием является то, что эти слова должны иметь общие с основным понятием буквы.

"Цветок". Учитель рисует на доске цветок (серединка и четыре лепестка). В середине записывается основное понятие. После этого просит учеников назвать проявления характеристики этого понятия и записывает их на лепестках.

"Прямоугольник". Учитель рисует на доске прямоугольник и записывает в нём основное понятие. Затем просит учеников назвать синонимы, антонимы, прилагательные, глаголы, которые, по их мнению, связаны с этим понятием. Все слова записываются на соответствующих сторонах прямоугольника. Когда ассоциации заканчиваются, учитель предлагает детям из каждой группы отобрать по три самых характерных. С этими отобранными ассоциациями происходит дальнейшая работа.

  1. Метод "Показуха (скульптура)". Учитель называет понятие, действие, процесс или явление. Объединив учеников класса в несколько групп, он предлагает представителям каждой группы через минуту представить это понятие в виде скульптуры (то есть без слов). После демонстраций учитель организовывает обсуждение по таким вопросам:
    • Что указывает на то, что именно названное понятие представлено группой?
    • Какими способами они его представили?
    • Какие призника понятия им удалось передать?
  2. Метод "Картинная галерея". Учитель вывешивает на доске 4-5 картин (фотографий), которые содержат признаки основного понятия или явления. Объединив учеников в группы, он предлагает их представителям через некоторое время назвать признаки понятия, которые изображены на картинах. После завершения работы в группах представители называют один признак (по очереди, не повторяясь). Названные признаки учитель записывает на доске в столбик. После этого отбираются три наиболее характерных признака, с которыми будет происходить дальнейшая работа.
  3. Метод "Брейн-сторминг" ("Мозговой штурм") широко известен и описан в литературе. Заметим только, что этот метод применяют во время мотивации вопросов, связанных с поиском путей решения проблем, а не с осознанием содержания понятий.

Если основным содержанием изучаемого на уроке являются моральные ориентации и ценности, целесообразно использовать методы "Классификация" и "Альтернатива".

"Классификация". Ученики получают карточки, на которых размещены разные признаки определённых понятий или явлений. Опираясь на собственный опыт, ученики должны сгруппировать их по определённым признакам или критериям.

"Альтернатива". Ученики получают рабочую карточку, на которой записана определённая моральная проблема и ряд альтернативных предложений по поводу её решения. Каждый ученик самостоятельно должен выбрать только одну из предложенных альтернатив и объяснить свой выбор. После заслушивания ответов 3-4 учеников учитель организовывает фронтальную беседу, чтобы выйти к основному вопросу урока и перейти к этапу учебно-познавательной деятельности учеников.

11.05.2015 20:52


Рекомендуем курсы ПК и ПП