СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Создание ситуации успеха на уроках математики.
Успех — достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо. Наверное, с этого понятия и следует начать искать проблему в том, что у учащихся общеобразовательных школ пропадает желание учиться и как следствие низкая успеваемость и постоянная ситуация не успеха на уроках, в частности математики.
Тогда возникает вопрос: Когда, на каком этапе и почему происходит перелом? И кто виноват — учителя, родители или применяемая методика обучения?
Приходя в школу, ребенок переполнен желанием учиться, получать новые знания, добывать их самостоятельно, что же происходит на второй ступени обучения? Разве математика становится менее интересным учебным предметом? Нет, но при этом меняется мотивация ребенка, на которую влияет множество факторов: начинающийся подростковый период, смена педагогов, ну и наверно смена методик преподавания у каждого педагога. Таким образом, получается, что если у ребенка подорвана вера в себя, если ему не дали вкусить радости успеха, никакие педагогические ухищрения не возродят былого интереса к познанию. Например, К. Ушинский утверждает, что ребенок, не познавший радости от преодолений трудности, не ощутивший вкуса победы, теряет к учебе интерес.
Тогда моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов, как для отдельного ученика, так и для всего классного коллектива и есть формирование ситуации успеха и как следствие мотивации к получению знаний.
Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет:
Таким образом, одна из основных задач учителя сводится к созданию ситуаций успеха.
На уроках математики создание ситуации успеха, по моему мнению, наиболее продуктивный метод мотивации учащихся для получения знаний. Поэтому возникает необходимость дифференцированного подхода к обучающимся,так как учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего мира, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в своих силах. В основе дифференцированного обучения лежит создание разно уровневых групп учащихся. Для каждой группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям детей. Создание подобных групп может быть применено на любом этапе изучения материала.
При изучении нового материала можно создавать в классе группы, условно разделив их на “сильных”, “средних” и “слабых” учащихся. При этом объясняя новый материал для всего класса, затем предоставить возможность группе “сильных” учеников проявить свои творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение изученного материала. Группе “средних” учеников дать возможность проявить свои способности на заданиях связанных с установлением межпредметных связей по данной теме, группе же “слабых” учеников ситуацию успеха, возможно, создать с помощью заданий по алгоритму. При этом детям предлагаются образцы выполнения заданий, кластеры и алгоритмы действий. Каждый ученик в такой ситуации может работать в меру своих возможностей, при этом не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности. Так же одной из форм создания ситуации успеха может быть и создание разно уровневых групп учащихся, где более “сильный” учащийся помогает более “слабому”, при этом в ситуации сотрудничества и возникает ощущение эйфории от своей деятельности, что и приводит к повышению мотивации к учению и математике в частности.
Еще одним способом создания ситуации успеха на уроках математики может стать предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Так к некоторым темам изучаемым в курсе математики, можно предложить подготовиться самим учащимся, предлагая задания по теме разной сложности, где учащийся сам для себя определяет уровень сложности подготовки с которым он справится наилучшим образом.
Помимо групповых форм работы возможность создать ситуацию успеха возникает и при индивидуальной работе с каждым учащимся в отдельности, так например можно внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, похвалить, пусть за не очень заметные, но для него очень значимые достижения при изучении курса математики.
Ну и наверное стоит еще остановиться на том, что мы все давно привыкли, что на ошибки указывает учитель, а если при изучении темы такая возможность появится у ученика? При этом не стоит прием «умышленная ошибка» применять на этапе изучения нового материала. Так же стоит обратить внимание на возраст и особенности классного коллектива, подобный метод,возможно, применять только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.
Результатом работы на уроке и соответственно, ощущение успешности возникает у ребенка в ходе оценивания его действий на занятии, поэтому как возможность создать ситуацию успеха можно применить метод «отсроченной отметки». При этом стоит помнить, что оценка деятельности может быть разной, но она нужна всегда и обязательно. А отметка ставится тогда, когда она говорит о движении вперед, о достижениях ребенка, то есть она выставляется только тогда, когда ученик заслуживает, либо положительную, либо повышенную отметку.
Известный математик – педагог Д. Пойа в книге «Как решать задачу» писал: «…Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причём не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности и изобретательности». Тогда возникает возможность создания ситуации успеха при решении не стандартных задач на уроках математики. Так как всякий ученик не успешный в учении может стать успешным при применении к решению задачи своей сообразительности и жизненного опыта, который он приобрел на других учебных предметах, а так же вынес из своей семьи. Задачи на смекалку воспитывают ученика, побуждают его к наблюдательности, развивают умение логически мыслить. Любое открытие, пусть самое маленькое, сделанное при решении хитроумной задачи, сродни большому открытию ученого. Тем самым у ребенка пробуждается желание совершать новые открытия, самостоятельно добиваться каких – то успехов.
Помимо огромного количества методов и приемов для создания ситуации успеха не стоит забывать о диагностике эмоционального состояния учащихся в ходе учебного процесса. И этому помогает рефлексия, с помощью которой педагог, подводя итоги урока, способствует применению учащимися самооценки и взаимооценки друг друга в течение занятия.
Таким образом, математика — предмет, в котором очень важны накопленные знания. Чтобы научиться умножать, нужно уметь складывать, чтобы освоить деление, нужно уметь умножать, и чтобы изучать алгебру, нужно свободно пользоваться дробями. А для того, чтобы этот опыт преумножать необходимо, помнить о том, что педагог не только носитель знаний, но и человек, который способен, применяя различные методы и свой личный опыт мотивировать учащихся не только на получение знаний, но и на добывание этих знаний самостоятельно, проводя междисциплинарные аналогии. И в этом как нельзя лучше помогает нам создание ситуации успеха на уроках, ведь нет ничего лучше, когда к знаниям дети тянутся сами, а не приходится их заставлять учиться, тем самым усугубляя ситуацию. Ведь если наши дети отстают по математике, у нас будет дефицит инженеров, технологов, ученых, математиков и экономистов, и не только.Создание ситуации успеха в школе — один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитание интереса к познанию, воспитание сильных черт характера. Другими словами: успех в учебе сегодня — успех в дальнейшей жизни.
© 2016, Глазер Анна Геннадьевна 271