СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность», «патриотизм» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние школьников.
Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка.
Формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга – это систематическая, целенаправленная, комплексная деятельность, которая должна проводиться с учетом возрастных особенностей. А самое главное, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание должны проводиться совместно с семьей и через семью.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируются те понятия, взгляды, чувства, привычки, которые лежат в основе нравственного становления личности. Родительские чувства, родительская любовь – своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как “малая Родина”, “Отечество”, “родная земля”, “родной язык”, “моя семья и род”, “мой дом”.
Закон «Об образовании» обязывает родителей воспитывать детей в традициях высокой нравственности, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии, создавать необходимые условия для того, чтобы дети могли своевременно получать образование.
Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Школа старается организовать постоянную и разнообразную деятельность учащихся, учитывая и развивая интересы и способности каждого ребенка. Для родителей должно быть очевидным, что чем интересней и разнообразней деятельность детского коллектива, тем комфортней их ребенку в школе. Участвуя в организации учебно-воспитательного процесса, делах класса, родители способствуют развитию и сплочению коллектива, формированию и развитию каждого ребенка.
Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей, и направлена она на решение следующих общих задач воспитания детей:
- формирование нравственности и культуры поведения учащихся;
- подготовка школьников к семейной жизни;
- формирование потребности в здоровом образе жизни.
Как правило, необходимость решения этих задач не вызывает сомнения ни у родителей, ни у детей.
Взаимодействие учителя и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания детей.
Создание воспитательной системы в классе и определение задач для создания условий для совместной работы учитель – родители – дети необходимы, т.к. функции семейного воспитания неотделимы от задач и принципов содержания учебно-воспитательного процесса школы.
Дети, родители, учитель – члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия.
Совместная деятельность детей, родителей и педагога может быть успешной, если дети, родители, учитель настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл.
Качества патриота и гражданина формируются на ярких, эмоционально-насыщенных примерах прежней и современной боевой и трудовой славы нашего народа, доступных для понимания детей. В первую очередь следует использовать семейную историю и впечатления ребёнка от непосредственного его окружающего: прогулки в город и за городом (наша природа, рассветы и закаты, ландшафт местности и т.п.); рассказы об истории места, где живёт семья (улица, отдельные здания, район, город и т.п.), рассказы о предках, участвовавших, например, в трудовых и ратных событиях народа в разные периоды истории; о жизни и делах дедов и отцов, ближайших родственников, друзей и товарищей семьи.
Эффектными формами воспитания младшего школьника могут быть беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему; посещение спектаклей. Старшим и младшим членам семьи полезно вместе смотреть телепередачи об истории страны, народах и героях, разучивать патриотические песни. Детей следует знакомить с военной символикой: знамёнами, орденами и медалями, оружием, элементами военной формы – сравнивая и комментируя предметы разного времени. Особого эффекта можно достичь, если в доме есть ордена и медали, элементы военной формы, принадлежавшие кому-либо из членов семьи.
В гражданско-патриотическое воспитание включается активная подготовка детей и проведение праздников, памятных дат в семье, школе.
Воспитание нравственно-волевых качеств младших школьников как составной части гражданско-патриотического воспитания заключается в формировании умений и навыков поступать целеустремлённо, самостоятельно, проявляя выдержку и дисциплинированность, инициативу и смелость, преодолевая свою нерешительность и лень. Этой задачи можно достичь, приучая детей к обязательному выполнению домашних заданий, общественных поручений, которые даются учителем, поощряя их активное участие в общешкольных и классных мероприятиях, экскурсиях и спортивных соревнованиях.
Родители должны создавать ситуации, требующие от ребёнка напряжения воли и сознания, активной работы чувств, воображения, памяти и внимания. Например, через постоянное выполнение определённых обязанностей в быту по дому, по самообслуживанию, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается, навыки не только вырабатываются, но и закрепляются, становятся потребностью.
Использование тесного контакта учитель – родители - дети показывает высокое качество результата совместного труда, как в воспитательной работе, так и в учебной. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача классного руководителя. Привлечение родителей к общественной жизни класса и школы расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, способствует пониманию того, что воспитание детей – это своеобразное искусство, которое требует терпения. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданско – патриотического и духовно – нравственного становления личности ребёнка.
Формы духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания в основном остаются прежними, но они совершенствуются и усложняются. По мере взросления детей родителям полезно усиливать внимание к их запросам и потребностям, совершенствуя свои педагогические знания и методы воспитательного взаимодействия. Необходимо постоянно интересоваться не только учёбой, но интересами, и участием детей в общественной жизни.
Важнейшая задача школы и семьи – развивать личность школьника, способствовать проявлению его собственной нравственной и гражданской позиции по жизненно важным вопросам, расширению социокультурного опыта. Родители и педагоги – две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие, а прежде всего, взаимопонимание, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Литература
© 2017, Мелихова Ирина Валерьевна 423