СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Обучение детей мигрантов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение детей мигрантов

О город!

Многолик, многоязычен.

Объединяя, процветаешь и творишь!

Нас удивляешь каждый день.

Ты – мир!

 

         Наша школа, как и все наше общество в целом, претерпевает глубокие преобразования, но, как и прежде, ее главная задача - подготовить дееспособного человека, который не только не потерялся бы в лабиринтах современных экономических отношений, но и смог успешно реализовать свой потенциал в любой профессии, какую бы он ни выбрал.

         Этим преобразованиям в нашей школе способствует система работы с родителями, поддержка ими инновационных процессов (круглые столы, конференции, совместные творческие мероприятия, праздники).

          В сфере управления нашей школы меняется структура самоуправления. Наряду с сохранением ранее имевшихся форм (педсовет, методические объединения учителей, ученические и родительские активы классов) вводятся новые структурные элементы – временные творческие коллективы (ВТК) и временные научно-исследовательские коллективы (ВНИК), Совет старшеклассников, Родительская конференция.

         Наша школа многонациональна, в ней обучаются дети 14 национальностей. И нам важно научить детей понимать и уважать друг друга, независимо от национальности, научить уважать культуру своего народа и культуры других народов, научить понимать, что в культурах разных народов есть различия, но и есть много общего. Важно, чтобы наши дети знали, что не может быть культуры или народа хуже или лучше собственной. А еще мы стараемся, чтобы изучая русский язык, погружаясь в культуру русского народа в силу условий, в которых оказался ребенок, он не забывал свой родной язык, свои культурные традиции. В нашей школе учатся дети из разных семей, разного социального положения. Но мы все одна дружная семья. Мы считаем самым большим своим достижением то, что имея многонациональный разновозрастной состав учащихся, мы не имеем межнациональных конфликтов и разногласий. Конечно, это не просто. И у педагогов школы возникает много вопросов о методах работы в данном направлении.

        Уж так сложились обстоятельства. Всех ребят надо учить, и не просто учить, а дать им хорошее образование, подготовить к сдаче ЕГЭ и поступлению в ВУЗы, техникумы. Для этого педагогам школы приходится осваивать поликультурное образовательное пространство и совершенствовать свои навыки работы с ребятами, для которых русский язык не является родным.

         При декларируемом ныне личностно-ориентированном подходе к образованию главной ценностью объявляется личность ребенка. Именно личность ученика мигранта прежде всего нуждается в защите. Защищенность личности школьника складывается из относительно-устойчивого чувства собственного достоинства, свободы, ощущения своей нужности и значимости в стенах школы, стремления положительно проявить себя, которые должны поддерживаться и стимулироваться педагогическими средствами.

        Наиболее типичные трудности детей связаны с отличием программ обучения от привычных им программ национальных школ, с языковым барьером, длительным перерывом в учебной деятельности, потерей личностного статуса по отношению к педагогам и сверстникам, необходимостью установления новых ролевых отношений и др.  В результате изначально наблюдаются общее состояние тревожности детей к трудности адаптации  к новому окружению и изменившимся требованиям к процессу образования и воспитания.

       Педагогическая помощь предполагает оказание отдельным учащимся или группам детей содействия, предоставления конкретных образовательных услуг для преодоления или смягчения тех жизненных обстоятельств, которые необходимы им для улучшения их социального положения, обеспечения каждому ребенку индивидуальной траектории развития и обучения с учетом его психологических особенностей, способностей, склонностей.

       Одной из важнейших проблем детей мигрантов - проблема двуязычия. Плохое знание (или полное незнание) русского языка препятствует нормальному обучению – это касается предметов гуманитарного цикл, естественнонаучного и технического. К тому же (и это не менее существенно) недостаточная степень владения языком создает проблемы в общении со сверстниками и учителями, порождает разного рода коммуникативные неудачи, способствует изоляции таких детей в классе и является причиной самых разнообразных неприятностей.

         Поэтому ребенок мигрант прежде всего нуждается в том, чтобы ему помогли в практическом освоении русского языка. Но ему и его родителям также нужна психологическая поддержка и реальная помощь в других областях.

         Т.к. я – учитель математики, то постараюсь поделиться некоторым своим опытом.

         Процесс обучения математики в нашей школе ориентирован на классно-урочную систему. Для того чтобы развить интерес к обучению, повысить качество обучения мы применяем различные технологии с опорой на индивидуальные и дифференцированные методы обучения. Такой подход к обучению позволяет ребенку довольно легко включиться в процесс обучения, чувствовать себя на уроке уверенно. А как известно, психологический комфорт ребенка — это залог успеха.

         Существующие программы и учебники рассчитаны на русскоязычных детей (и это совершенно естественно). Однако стоит подумать о том, в каком положении находится двуязычный ребенок (инофон), когда он читает учебник. Естественно, что он часто оказывается не в состоянии понять содержания текста параграфа, задачи, формулировки различных заданий. Задания в учебниках зачастую изложены таким образом, что в их сути не могут разобраться даже русскоязычные дети. Однако в случаях затруднений этим детям могут помочь хотя бы их собственные родители. Дети-инофоны такой поддержки, как правило, лишены, поскольку их родители обычно знают русский язык еще хуже, чем их дети.

        Преподаватели математики сами проводят дополнительные занятия для данной категории учащихся, несмотря на то, что это становятся для них огромной нагрузкой. Но учителя идут на это, так как должной помощи со стороны семьи ребенок получить не может, данным детям нужна помощь учителя-предметника - носителя русского языка.

         Дети, для которых русский язык неродной, пройдя курс обучения, должны иметь возможность успешно сдать единый государственный экзамен. Среди детей-мигрантов много тех, кто хотел бы продолжить свое образование. А для того чтобы успешного выполнить задание экзаменационной работы ученик должен понять содержание задания, перевести его на математический язык, выбрать необходимые алгоритмы для решения, решить его и дать правильный ответ, соответствующий заданию.

        Методы обучения, используемые нами, оказывают так же благотворное влияние на обучение русских дети из семей с низким социальным статусом, так как они заметно не отличаются от детей мигрантов.

        Сегодня я приведу только некоторые методы, используемые в практике для решения поставленных задач на примере обучения учащихся 6 класса.

  1. Рубрика «Говорим и пишем правильно» (используем при изучении нового материала)

Эпиграф: «По тому как человек говорит, можно судить о его культуре и развитии, об умении думать».

  • Проблема. Неумение соотнести склонение существительных влечет за собой ошибки  при выборе формы числительного. Как устраняем проблему?

Пример. Возможны различные способы прочтения термина «отношение»:

Частное двух чисел называется отношением этих чисел. Отношение показывает, во сколько раз первое число больше второго или какую часть первое число составляет от второго.

 

 

     35 : 27

-отношение числа тридцать пять к числу двадцать семь

                    (р.п.)      (в.п.)              (д.п.)           (в.п.)

 

-  отношение чисел тридцать пять и двадцать семь

                      (р.п.)           (в.п.)                  (в.п.)

 

- отношение тридцати пяти и двадцати семи

                              (р.п.)                    (д.п.)

 

 

Равенство двух отношений называют пропорцией.

 

     a : b = с : d   

 

  • отношение α к b равно отношению с к d

или

  • α так относится к b, как с относится к d

        Пример. В 6 классе изучаются формулы, которые в дальнейшем будут применяться при последующем изучении геометрии:

 

Формулы длины окружности

 

«цэ равно пи дэ» или «Длина окружности равна произведению числа   на диаметр окружности»

 

«цэ равно двум пи эр» или «Длина окружности равна удвоенному произведению числа  на радиус окружности»

Формула площади круга

 

«эс равно пи эр квадрат» или «Площадь круга равна произведению числа на квадрат радиуса этой окружности»

В процессе изучения учебного материала у учащихся формируется справочная тетрадь, которой они будут пользоваться на следующих этапах обучения.

  • Проблема. Сложны для восприятия алгоритмы выполнения каких-то действий, данные в учебниках или они отсутствуют вообще. Подразумевается, что ученик, освоивший, например, определение должен уметь делать необходимые преобразования. 

Алгоритмы выполнения заданий делим на более мелкие шаги, при этом более подробно описываем каждый шаг. Учащимся справочный материал выдается в печатном виде, т.к. темп записи в тетрадь у учащихся низкий:

Алгоритм

Примеры

Говорим так

Алгоритм преобразования неправильной дроби в смешанное число:

  1. числитель надо разделить на знаменатель до целого частного с остатком или без остатка;
  2. целое частное принимается за целую часть формируемого смешанного числа;
  3. остаток от деления принимается за числитель дробной части смешанного числа;
  4. знаменатель прежней дроби принимается за знаменатель дробной части смешанного числа;
  5. к целой части приписывается полученная дробная часть.

 

 

«тридцать пять четвертых равны восьми целым трем четвертым»

 

 «сорок восемь двенадцатых равны четырем»

Алгоритм преобразования смешанных чисел в дробь:

  1. целую часть смешанного числа надо умножить на знаменатель дробной его части;
  2. к полученному результату надо прибавить числитель его дробной части;
  3. вновь полученный результат записать в числителе образуемой дроби;
  4. знаменатель дробной части смешанного числа перевести в знаменатель полученной дроби.

 

 

 

 

«три целых пять седьмых равны двадцати шести седьмым»

  • На уроках постоянно уделяется внимание на правильное произношение и правописание математических терминов.

Пример. Проверка знаний проводится в виде теста:

Тема «Отношения и пропорции»

Вставьте пропущенные буквы в следующие математические термины:

 

1 вариант

 

2 вариант

1.

Час…ное

1.

…кружность

2.

Пр…порц…я

2.

Рад…ус

3.

…кружность

3.

Час…ное

4.

Кру…

4.

Прям…   пр…порциональные

5.

Д…аметр

5.

Пр…порц…я

6.

Площ…дь

6.

Площ…дь

7.

Отн…шение

7.

Ма…таб

8.

Рад…ус

8.

Кру…

9.

Взаимн…  …братные

9.

Взаимн…  …братные

10.

Прям…   пр…порциональные

10.

Дл…на

11.

Ма…таб

11.

Д…аметр

12.

Дл…на

12.

Отн…шение

В качестве закрепления знаний математических терминов может быть проведен математический диктант.

  1. На каждом уроке проводится блиц опрос для закрепления полученных знаний или проверки их усвоения.

Пример.  Ответьте на вопросы (требуется краткий ответ на вопрос или задание):

  1. Чему прямо пропорциональна длина окружности? (радиусу)
  2. Запишите формулу для нахождения длины окружности по длине ее диаметра.
  3. Запишите формулу для нахождения длины окружности по длине ее радиуса.
  4. Запишите формулу площади круга.
  5. Чему прямо пропорциональна площадь круга?
  6. Чему равно значение π? Запишите два значения.
  7. Эти предметы окружающего мира дают нам представление о шаре …
  8. Все точки поверхности шара …
  9. Отрезок, соединяющий точку поверхности шара с центром, называется …
  10. Отрезок, соединяющий 2 точки поверхности шара и проходящий через центр шара, называется …
  11. Диаметр шара равен …
  12. Поверхность шара называется … (сферой)
  1. Учитывая наличие в классе учащихся из различных этнических групп, оказавшихся за одной партой, приходится моделировать учебный процесс таким образом, чтобы вовлечь в учебную деятельность всех учащихся, при этом учить проявлять чувство уважения друг к другу, взаимопомощи, обучать командным методам работы (распределение ролей), работа на преодоление языкового барьера.

Пример. Проведение практических работ. Работа в парах или группах, предполагает устные ответы друг другу и совместное решение заданий.

А) Практическая работа по теме «Смешанные числа» (работа в парах).

  • Какие числа называются смешанными?
  • Назовите элементы смешанного числа.
  • Какая дробь называется неправильной?
  • Может ли быть дробная часть смешанного числа неправильной дробью?
  • Может ли быть у смешанного числа дробная часть больше единицы?
  1. Назовите числа   .
  2. Выпишите из данных чисел смешанные числа:

  Из каких дробей можно получить смешанные числа?

  1. Назовите элементы указанного числа:

а)   ;

б)

4. Какие из данных чисел можно назвать смешанными:

В) Практическая работа по теме «Преобразование обыкновенных дробей в смешанные числа» (работа в группах).

  • Какая дробь называется неправильной?

Прочитайте и назовите дробь:

  • Какие числа называются смешанными? Приведите пример и скажите, из каких частей они состоят?
  • Какими числами являются части смешанного числа? Приведите пример.
  • Какие дроби можно преобразовать в смешанное или целое число?
  • Расскажите алгоритм преобразования обыкновенных дробей в смешанные числа.
  • Можно ли из обыкновенной дроби получить целое число?
  • Можно ли из целого числа получить дробь?
  1. Преобразуйте обыкновенную дробь в смешанное число:

а)  ,

  1. Выделите целую часть из дроби:

а)

  1. Можно ли целые числа 1, 2, 3, 4, 5 представить в виде обыкновенных дробей и какие при этом дроби получатся?

В заключении хочется отметить, что наши русские дети дружат со всеми: они не выбирают себе друзей по этническому принципу. И это нас радует.

Как сказал русский мыслитель Иван Александрович Ильин в начале XX века: «Сколько народу Россия приняла, столько и сохранит...».

Не смотря на то, что большое наше государство распалось, мы здесь все вместе, все национальности, все надеемся на поддержу друг друга и храним традиции всех народов.  

 

Категория: Математика
13.01.2015 11:45


Рекомендуем курсы ПК и ПП