СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Повышение мотивации у учащихся начальных классов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать младшего школьника как полноценного ученика нужно в следующих направлениях: развивать любознательность и познавательные интересы ребенка как основу учебной познавательной активности; повышать уровень произволь­ности психических познавательных процессов как фундамента учеб­ной деятельности; формировать основные свойства субъекта учеб­ной деятельности, без которых немыслимо овладение последней, а также фор­мировать мотивацию учения как побудительную силу.

Мотивация учения – стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их:

низкий уровень – ребёнок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны органам чувств,

средний уровень – ребёнок стремится ориентироваться на некоторые свойства окружающего мира – находить и использовать эти обобщения,

высокий уровень – явно выражено стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности, присутствует желание использовать эти знания в своих действиях.

Эмоциональное отвержение детей, отсутствие взаи­мопонимания с учителем связано с выбором мотивов, неадекват­ных учению (игровой мотив), или мотивов, которые не могут обес­печить успешность учебной деятельности на длительное время (внешний, позиционный мотивы). Изменение отношения к ребенку, проявление истинной заинтересованности к его школьным делам со стороны окружающих будут способствовать преобладанию положительных эмоций у ребенка, что, в свою оче­редь, скажется на самоуважении, вере в его собственные силы. Успехи в учебе повлияют на развитие интереса к учению, ребенку непременно захочется повторить свой успех, закрепление же успе­ха будет способствовать формированию познавательного мотива.

Структура учебной мотивации младшего школьника зависит также от статуса ребенка в классном коллективе. Дети с неразвитой структурой мотивации имеют и самый низкий статус в классе (как правило, это неуспевающие ученики). Общественная позиция ска­зывается на деятельности ребенка на уроке. Дети, имеющие трудности в учебе, при недоброжелательном отношении к ним в классе показывают низкие результаты. Страх перед неудачей сковывает активность таких учеников на уроке, учебный процесс связывается у них в основном с негативными эмоциями. Следовательно, чтобы развиватьмотивацию ученика процессом учения, учи­телю необходимо сначала повысить его социальный статус — по­ощрять успехи, пусть даже и незначительные, а ошибки и неудачи лучше обсуждать наедине.

Все младшие школьники весьма чувствительны к тому, как оце­ниваются их знания, умения. Отрицательная отметка способна из­менить отношение ученика к учителю. Учителю следует помнить, что отметка для ребенка имеет, прежде всего, эмоциональное значение. Преобладание негативных эмоций (отрицательные отметки) не служит формированию интереса к учению, а, наоборот, блоки­рует его. В отношениях ученик — учитель, так же как и в отноше­ниях в семье, нужна заинтересованность взрослого в изменении позиции ребенка.

Для младших школьников характерно обострен­ное чувство справедливости, они хотят быть социально независи­мыми и более успешными, для них важна адекватная реалисти­ческая оценка.

Обычно сравнивают достижения одних детей с достижениями других на основании каких - то нормативов. Реалистическая оценка должна основываться на сравнении сегодняшних собственных результатов ребенка с предыдущими. При таком сравнении исчезает критерий оценки с позиций совершенства. Это избавляет ребенка от отрицательных эмоций, возникающих при его сравнении с бо­лее успешными сверстниками.

Развивая у младшего школьника чувство компетентности в лю­бой деятельности, учитель должен как можно чаще подчеркивать все, чему ребенок уже научился и чему еще может научиться, но не фиксировать внимание на его неумении и несовершенстве.

У ребенка должна появиться способность воспринимать свою некомпетентность в новых ситуациях как повод научиться чему - то, а не как дефект личности или признак неминуемой неудачи. Если ребенок в чем - то неуспешен, задача учителя — внушить ему, что успех обязательно придет. Критиковать ребенка следует на фоне общей психологической поддержки, иначе из - за действия защит­ных механизмов психики эта критика будет отвергнута или иска­жена.

Уважение, внимание, забота и одобрение окружающих повы­шают у любого ребенка чувство собственной ценности и приво­дят к формированию позитивной самооценки и соответствующей «Я - концепции». Доминирование положительного представления о себе — «Я еще этого не знаю, но научусь» или «Мне не удается красиво написать, значит, я должен поупражняться» — порождает желание позитивно изменить ситуацию. Отрицательные эмоции побуждают стремление избежать контакта с негативным событием, т. е. ученик отказывается выполнять задание, которое у него плохо получается. Положительные эмоции побуждают действия поддержки позитивного события. Поэтому очевидно, что познавательный ин­терес у ученика формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно. Пра­вильно организованный учебный процесс — одно из условий фор­мирования познавательного мотива у младшего школьника. Развитость этого мотива непосредственно связана с успеваемостью. В целом желание учиться, стремление к достижениям связаны с по­ложительным отношением ребенка к учителю, что предопределяет ценность сохранения таких отношений.

В зависимости от содержания урока учитель должен так органи­зовать учебную деятельность, чтобы сформировать у школьников соответствующий этой работе мотивационный цикл. Этот цикл имеет ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, вклю­ченность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотива­ции завершения.

I этап. Возникновение мотивации

Зафиксировать мотивы предыдущих достижений — «Мы хоро­шо поработали над предыдущей темой», вызвать мотивы относи­тельной неудовлетворенности — «Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»; усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность — «А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо, например, в таких - то ситуациях».

II этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации

Здесь используется чередование разных видов деятельности, ма­териала различной трудности, отметок, вызывающих положитель­ные и отрицательные эмоции, — удовлетворенность и неудовле­творенность; целесообразно активизировать поиск самих учащих­ся, подключать их к самоконтролю и самооценке.

III этап. Мотивация завершения

Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положи­тельным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положи­тельная установка на дальнейшее учение, т. е. положительная мо­тивация перспективы. Для этого важно усилить оценочную дея­тельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференци­рованной отметкой учителя.

Таким образом, каждый этап урока учитель может наполнять психологическим содержанием, ибо каждый этап — это специфи­ческая по своему мотивационному содержанию психологическая ситуация.

Для успешного вхождения младшего школьника в учебную дея­тельность необходимо целенаправленное формирование трех ком­понентов последней — интеллектуального, эмоционального, волевого — на протяжении всех лет начального обучения... При этом через совершенствование одного из компонентов развиваются два других. Особенно ярко это проявляется в процессе становления эмоционального и волевого компонентов.

Не меньшее значение в сохранении высокой работоспособности играют мотивация, интерес ребенка к тому, что он делает. Когда спрашиваешь учителя или родителей, может ли ребенок определен­ное время работать не отвлекаясь, без ошибок, то чаще всего в ответ можно услышать: «Если интересно — да». Любой учитель знает это правило, знает, что самой учебной деятельностью ребенка младше­го школьного возраста заинтересовать чрезвычайно трудно, но уж если есть интерес, то результат будет обязательно. В то же время интересы младших школьников еще недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность, не­устойчивы (учебный материал и задания быстро надоедают, особен­но когда не очень удаются), а работоспособность при этом резко падает. В таком случае обычно говорят «утомительная работа». Но и педагоги, и психологи считают, что порой до конца начальной школы у детей не появляется интерес к преодолению трудностей в учебной работе, так как ориентируются они не на саму работу, а на конечный результат (оценку, отметку), не на активную творческую работу, а на «спросят не спросят». И в этом еще одна отрицатель­ная сторона стремления учителя с первых дней поддерживать ориен­тацию ученика не на учение, а на оценку. Да и что иное можно ожидать от ребенка, если уже в первом классе он рыдает потому, что нет у него «ни единой самой маленькой звездочки», где оценка — главный критерий отношений учителя, сверстников, родителей. Пер­воклассник, не осознающий необходимости учиться «для себя», «потому что интересно», практически не понимает действительного смысла учения (а порой не понимает этого и кончая школу). Если активно формировать у детей интерес не к учению как к тако­вому, а к оценке, то интерес к учению резко снижается уже к концу первого полугодия, и особенно сильно у детей со слабым типом нервной системы. Они, как правило, не успевают за общим темпом работы в классе, сильно утомляются. Столь же быстро это происхо­дит и у ослабленных, часто болеющих детей.

05.03.2016 18:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!